<Рок-музыка носит не только развлекательный характер, она дает человеку возможность подумать, настроить себя на сопротивление. Поэтому я свое дело не брошу.

Rok.Kiev.UA встретился и поговорил о секретах успеха и планах на будущее с Владом Ляшенко – учредителем лейбла «ІншаМузика» и концертным директором клуба Bingo. Об особенностях украинского андеграунда и великой силе энтузиазма читайте в нашем интервью.

Встреча проходит в небольшой комнате в Bingo, стены которой полностью обклеены афишами мероприятий, организованных под чутким руководством Влада. Это и большие фестивали, и кавер-вечеринки, и сольные концерты украинских и зарубежных команд. Влад с гордостью рассказывает о создании той или иной афиши. Нередко он сам принимает в этом участие, подкидывая интересные идеи. На стенах той комнаты – часть истории, за которой стоят люди, которые не боятся трудностей, не боятся полностью раствориться в любимом деле. Многое было сделано, еще больше предстоит осуществить.

180532_187737311248516_4870969_n

-Сейчас многие в предвкушении грандиозного открытия Метрополя. Расскажите, как Вашей команде удалось снова его реанимировать в столь непростое время? Каковы перспективы дальнейшего развития площадки?

Так получилось, что команда Detroit Family, которая когда-то занималась культовым донецким клубом Детройт, сумела вывезти из оккупированного города свой аппарат. Мы давно дружим с Сашей, их руководителем, и вот он обратился с этой аппаратурой к нам: «надо что-то сделать». Я подумал, что с Метрополем тогда не очень хорошо расстались, но ладно. А оказалось, что нас ждали и с удовольствием приняли. Есть хороший звук, есть прекрасная команда, даже целое объединение работает. Все так хорошо, приятно пошло. Вектор развития клуба – это, прежде всего, украинские группы. Все отмечают, что за прошлый год у нас действительно появилось много качественной, самодостаточной музыки. В пабах выступать? Вам скажет любой музыкант, что он не хочет этого делать. Паб – это ресторан. Музыкант же хочет, чтобы его слушали, понимали его послание, а не стучали приборами по тарелкам. Мы сами будем искать и приглашать исполнителей, но также будем работать с другими организаторами и промоутерами. Не важно, что они будут привозить – Запад или Украину.

-В чем секрет успеха Bingo? Как ему, несмотря на все трудности, удается оставаться надежным оплотом концертной деятельности в Украине? Будут ли нововведения?

Bingo не останавливается, хотя концертов и стало меньше. В последние годы клуб формировался как основная площадка для метал-музыки. Заграничных артистов сейчас почти не возят, да и промоутеров, которые работают у нас с такой музыкой – буквально несколько человек. Отечественными мероприятиями программу тоже не заполнишь. Есть несколько обозначенных больших фестивалей, тот же Winter Mass, но больше чего-то такого объемного мы не в состоянии сделать. Это - раз. Во-вторых, почему Метрополь очень сильно подстегнул нас? Очень сильно хочется делать меньшие по объему концерты, но намного чаще. Чтобы человек пришел и послушал одну-две-три команды. Я очень хочу и надеюсь, что у нас получится сделать одной из фишек «Метрополя» т.н. «сплиты» – это когда две банды играют практически сольные концерты. Не сильно, но в тоже время разные. Я думаю, что скоро вы услышите о подобном формате. Примерно на 27 февраля планируются группы Cherry-Merry и Respect Your Mom. А Bingo пока будет просто держаться на плаву. Секрет успеха - у нас хорошая команда, которая помимо того, что зарабатывает тут минимальные деньги, очень горит и хочет, чтобы все у нас было хорошо, чтобы к нам приезжали артисты, и на наши концерты ходили. Но! Еще есть момент один: конкуренты. Конкуренция – это все прекрасно и нормально. Я считаю, что это путь к прогрессу. Естественно, нам тяжело соревноваться с такими площадками, как Atlas или Sentrum, прежде всего, потому что они в центре. Вливаний в Bingo уже не было последних лет 6. Вот так и держимся за счет энтузиазма хорошей команды профессионалов.

У нас в лучшие времена было по сто концертов в год. В прошлом году я даже не считал, но где-то на половину меньше. Пока у нас планируется три-четыре концерта в месяц. Но ничего страшного. Сейчас время экономически тяжелое. Учредители уже давно хотят продать зал, но нет покупателя. Ну а пока нет покупателя – мы будем открыты. Это все не главное – главное, чтобы война закончилась. Не в том плане, чтобы стало больше концертов, а чтобы стана пошла по правильному пути, добилась определенных результатов. Да, сейчас тяжело всем этим заниматься. Но, во-первых, есть запросы аудитории, во-вторых, как показывает история, рок-музыка носит не только развлекательный характер, она дает человеку возможность подумать, настроить себя на сопротивление. Поэтому я свое дело не брошу.

-Как Вы относитесь к довольно многочисленным заявлениям (аналитиков, журналистов в т.ч) об отсутствии в Украине мощного андеграунда? Является ли основной причиной этого неэффективность инфраструктуры рынка или же проблема в музыке?

Да это все вранье! В Украине настолько серьезный андеграунд, что вы себе даже не представляете. Это чистый снобизм. Есть люди, есть масса журналистов, которые молятся на западную музыку и слышать не хотят о том, что здесь делается что-то достойное. Естественно, наша сцена еще пока не идеальна. Есть группы, которые по качеству не дорабатывают на все 100 процентов. Их аранжировки не настолько хороши, чтобы завоевывать мировой рынок. Но уже в рамках нашего украинского мира это реально достойные представители и, возможно, будущие звезды. На протяжении всего времени, что я занимаюсь концертами, меня никогда не волновало, что происходит на поп-Олимпе. У них своя реальность, у нас своя.

Если человек не пришел на концерт, значит в этом есть и наша вина. Может, не так его распиарили, не те команды собрали. Будем работать над этим.

Тяжело, прежде всего, бороться за слушателя. Слушатель инертен, слушатель – сноб, но ничего страшного: мы всегда доказываем, что это все можно преломить. Раньше было проще. Допустим, когда был момент развития нью-метала. Такие команды как ТОЛ и АННА очень легко собирали на концерты тысячу людей в том же Bingo. Но! Тогда были свои нюансы, то есть публика не хотела другой музыки - нью метал, альтернативный рок и все. Сейчас же она стала более всеядной. Сейчас мы можем увидеть человека на метал-концерте и на рок-концерте. Сейчас хорошо ведется работа над вкусом публики. Этот вкус меняется, и меняется в лучшую сторону. Прежде всего, нормальный меломан должен слушать больше разной музыки и реагировать на нее – соответственно ходить на какие-то концерты и так далее.

Людям, которые поддерживают отечественную сцену можно памятник поставить. Они молодцы и без них, конечно, ничего не было бы, без них сцена не развивалась бы. Мы, со своей стороны, пытаемся что-то делать, как-то об этом красиво заявлять, делать это на хороших площадках, как Bingo или Метрополь, но и от слушателя многое зависит. Я не стану никого призывать ходить на концерты. Если человек не пришел на концерт, значит в этом есть и наша вина. Может, не так его распиарили, не те команды собрали. Будем работать над этим.

Vlad

-Как ваши подопечные преодолевают проблему почти полного отсутствия культуры приобретения музыки и низкой платежеспособности населения? Возможно ли, что данная ситуация изменится?

Есть общая экономическая ситуация, и она очень влияет на аудиторию слушателей. Я не скажу, что у нас все так печально. Не хочет человек покупать – пусть не покупает. Альбомы достойнейших коллективов приобретают в других странах, тем самым инвестируя в нашу украинскую музыку. Нельзя слушателя заставить. Нельзя к этому призывать. Тем не менее, надо сделать так, чтобы качество работы оставалось высоким, не смотря ни на что. Культура слушателя, естественно, изменяется: он стал более всеяден, появилось больше доверия к отечественной сцене.

-Кто, кроме Вас, занимается лейблом «ІншаМузика»? Расскажите о своей команде.

Лейбл «ІншаМузика» – это, прежде всего, я и Виктор Придувалов. Все остальные люди помогают нам, и они могут меняться с годами. Кто-то поволонтерил, вырос и пошел дальше работать. Долго с нами сотрудничает Ариша Маевская. У нее есть определенные задачи, к примеру, масса мелкой работы на концертах – от контроля входа до смены картинок на проекторе. Плюс - раскрутка в соц.сетях. Сейчас весь пиар на 80 процентов сосредоточен там.

-Возможно ли продвижение в каких-то других сферах?

А в каких? Дело в том, что музыкальное телевидение умерло. Сейчас уже молодого человека не засадишь за телевизор. Некоторые каналы упустили свой момент или не стали успешными из-за неправильных решений топ-менеджмента.

Меня сейчас очень волнует вопрос радиостанций. Отсутствие в информационном пространстве станций альтернативного рока/металла. Radio ROKS направлено на классический рок, там далеко не все звучит. Конечно, мы и оттуда можем получать слушателя – услышал, понравилось, пришел на концерт. Но о широком продвижении речь не идет. В принципе, сцене не хватает медиа-ресурсов. То есть соц.сети – это все прекрасно, но вы же понимаете, что слушатель – ленивый, он все равно хочет, чтобы ему подсунули возможность послушать и выбрать в правильном месте в правильное время. Щелкать треки в Vkontakte далеко не каждый хочет, для этого надо быть серьезным меломаном. Именно последние, обычно, и на концерты ходят. А что-то эдакое…Я работаю над этим. Скорее всего, это будет интернет-радиостанция.

-Подобный опыт довольно успешен: радио КПИ, Аристократы.

Да, я тоже смотрю и думаю, что за радиостанциями будущее. Телевизор современное поколение просто выбросило. Радио еще есть и в качестве FM, и в каждом телефоне. А с развитием 3G интернет- радиостанции станут доступнее и могут вытеснить для нового поколения FM.

-Что Вы можете сказать по поводу сотрудничества с Neformat`ом?

Я всей кухни Неформата, конечно же, не знаю, хоть и наблюдаю за этим уже долгие годы, мы все общаемся и дружим. К примеру, есть человек, Юра Грязнов, который хорошо снимает видео, он хочет этого, постоянно старается попасть на все концерты и мероприятия, связанные с андеграундом. Это все очень стихийно. Точно также люди собираются и пишут рецензии, отчеты по концертам. Здесь нет какой-то организации, это большой ком правильных людей, которые что-то делают.

-Возможно ли, что это когда-либо перерастет во что-то более организованное?

А зачем? Это же андеграунд. Зачем делать какие-то конгломераты или никому ненужные надстройки? Главное, чтобы люди оставались, которые хотят и умеют. Просто хотеть – этого мало. А те, которые умеют, могут не хотеть делать.

-То есть горящий глаза и энтузиазм – это отличительная черта андеграунда?

Конечно. Энтузиазм и андеграунд – это равнозначные вещи.

-И если что-то поменяется, андеграунд многое потеряет?

Не поменяется. Можем такой вариант даже и не рассматривать. Уйдут одни люди – на их место придут другие. Я более, чем уверен. Хотя я просто не представляю, как люди, которые столько лет этим занимаются, могут уйти. Но, безусловно, кто-то уходит, переходит в офис, забывает эти движения.

-В Украине существует проблема отсутствия должного количества небольших площадок. Как музыканты справляются с этим?

Прежде всего, музыканты не должны быть эгоистами. Должно быть понимание, что нельзя слушателя завалить с первой же репетиции. Ни у кого так еще не получалось. Надо репетировать, надо поиграть в куче клубов, может быть, даже для непонятной аудитории. Все это надо. Это опыт. Все наши команды, которые добивались успеха, делали именно так. Опыт можно получить, начиная с маленьких, мелких клубов. Этого не нужно стесняться. Да, у нас есть замечательные площадки. Может быть, для какой-то группы выступить в Bingo в какой-то момент – большое счастье. Но не надо этого делать раньше времени.

-То есть горящий глаза и энтузиазм – это отличительная черта андеграунда?
Конечно. Энтузиазм и андеграунд – это равнозначные вещи.

-Ожидают ли нас в 2015-м новые открытия, или же планируете больше сосредоточиться на текущих проектах?

Я всегда максимально сосредоточен на всех проектах, которыми мы занимаемся. У нас никогда нет плана по поиску молодых групп. Мы просто слушаем, делаем сборники, кому-то что-то предлагаем. Но я не думаю, что, допустим, в этом году перед нами стоит задача начать работать с какой-то группой. У нас сейчас масса работы с теми же Stoned Jesus, которые в конце февраля выпустят альбом, плюс - у нас еще есть Cherry-Merry. Сейчас хочется сосредоточиться больше на них. Пока конкретных планов нет. Мы не ставим себе задачу стать супер корпорацией. Да, мы этого не хотим, нас устраивает размеренное течение жизни, нас устраивает, что мы немного на этом зарабатываем, но мы добиваемся результата. Все примерно знают, над какими проектами мы работаем. У нас нет неуспешных проектов. Может потому, что мы не растрачиваем свои усилия и четко понимаем, какой коллектив, какая банда будет успешной. Все это исключительно на уровне чутья.

Stoned Jesus

- Как будет продвигаться новый материал Stoned Jesus в Украине? Европейские даты уже объявлены, а как обстоят дела в родной стране?

Первая дата – 7 марта, презентация альбома в Sentrum. Поступило предложение от клуба и мы его приняли. У нас уже есть предварительные договоренности с несколькими фестивалями. Не могу сказать пока точно, но где-то до 10 концертов точно планируется. В конце апреля это может быть Харьков, Полтава.

У нас же нет пророков в своем отечестве. Для того, чтобы чего-то добиться в нашей стране, нам надо почему-то достичь чего-то ТАМ. «О, у них там приглашение на фестиваль в Америке, в Европу ездят и т.д.». Возвращаюсь к тому, что слушатель очень инертен - ему надо хоть что-то показать, чтобы он заинтересовался. Да, конечно, зацепит - не зацепит - это уже другое дело, но для первого раза подстегнуть его послушать группу – этих факторов достаточно. А вот удержать его потом может только сама группа своим творчеством, записями, концертами.

- Возможно ли, что в обозримом будущем украинская музыка станет эталоном и ее перестанут сравнивать с зарубежной?

Мне кажется, что сравнение - это очень неблагодарное дело! В музыке уже настолько все придумано. Да, какую-то фишку можно добавить, это может быть вокал или еще что-то, но сравнивать будут постоянно. Все равно у нас уже так сложилось. Я в сравнении ничего плохого не вижу. Главное, чтобы команда могла делать свой материал качественно. Естественно, интересно послушать и кавер-проекты, мы тоже делаем подобные мероприятия, например, Monsters of Rock. Одна из моих фишек поначалу - устраивать в Bingo хорошие кавер-концерты. Это было тяжело, потому что далеко не все были на уровне, но нам удавалось. Одним из самых удачных таких мероприятий было большое шоу, где сыграло 20 команд, туда мы собрали самые сливки. Это было очень мощно, очень красиво.

-Что вдохновило Вас в свое время заняться продюссированием? Чувствуете ли Вы себя человеком, который нашел и реализовался в своем призвании?

Я просто всегда любил музыку. Я еще в школе работал ди-джеем. Поэтому в музыкальном движении я очень давно. Каждый хочет прийти к тому, чтобы на этом зарабатывать. Я в этом состоялся. Я постоянно учусь и много чего хочу сделать, необязательно связанного с музыкой, например, еще есть кино. Я хочу делать то, что мне нравится. Мне Бог это позволяет. Я хочу, чтобы все сложилось правильно. Получится моим командам добиться успеха – очень хорошо. Мне нравится, что что-то меняется. Та же новая площадка Метрополь. Все проекты, которые я буду реализовывать там, я не могу реализовать в Bingo: здесь, чтобы заполнить зал, нужно совершенно другое количество людей, а в Метрополе достаточно комфортно может пройти концерт на 100-200 человек. К тому же, в центре города – все, как хочет публика.

-Что Вы советуете послушать?

Мы недавно выпустили наш сборник «Ре:еволюція III» и это то, что надо слушать.
В любом случае, первичен не альбом, не коллектив, а именно трек. Поэтому меня в некоторой степени радио и привлекает. А в сборнике что-то новое для себя услышит каждый. Мы этим занимаемся, в первую очередь, для себя. Лично я очень люблю делать компиляции, это такое хобби. В перерывах на концертах в Bingo часто играют мои сборники, и люди нередко подходят и просят забрать диск с собой.

Re:evolution III by Vlad Lyashenko on Mixcloud

Текст: Аня Отношенко
Фото: со страниц Влада Ляшенко, Stoned Jesus
Видео: kirai gigs https://vk.com/kiraigigs