Так уж получилось, что Украина всегда была страной чудес. В разные периоды нашей независимости культурой или не занимались вовсе, или еще и мешали ее развитию. В то же время возникали частные инициативы, которые создавали культурный продукт только для себя и других интересующихся.
Именно такими именами нарицательными в культурной сфере стал театр «ДАХ», фестиваль ГОГОЛЬFEST, музыкальная группа ДахаБраха и последняя сенсация – фрик-кабаре Dakh Daughters. Если посчитать количество публики, которая многие годы ходила на спектакли театра, ежегодно посещала фестиваль (а это больше 100 тыс. человек только в последнем 2014-м году), то получается солидное множество близких к современному искусству людей. Как сказал один из кураторов направления: «Я варюсь в этой каше Гогольфеста только потому, что там я имею возможность работать с гениальными людьми!»
У истоков всего этого стоит идейный вдохновитель проектов – Влад Троицкий и его команда. Одной из таких невероятных личностей в_той_самой_команде является Ира Горбань, в настоящий момент - арт-директор группы ДахаБраха. Это тот человек, который с легкостью организует несколько пожарных машин для наполнения бассейна или пару-тройку тонн земли для спектакля. Много чудес случилось за все время ее работы, о некоторых из них мы и хотели бы вам рассказать.
- Театру «ДАХ» уже больше 20-ти лет. Когда и с чего началась твоя история сотрудничества с ними?
- Все получилось прозаично: я туда ходила, потому что нравилось, потому что там друзья, да и я всегда “варилась” в этой околомузыкально-театральной тусовке. Лет 10 назад я сидела дома с ребенком, жила недалеко от театра и в какой-то момент увидела объявление, что им нужен администратор. Тогда у меня было на это время и желание. Написала им запрос и забыла. Спустя пол года мне все-таки перезвонили с «ДАХа» и сказали, что им все еще нужен человек, попросили подойти на собеседование. Нас было 3 девочки: 2 из биржи труда и я. Они вообще не представляли, что это за театр, кто такой Троицкий, и были в диком ужасе от всего, что там увидели. Когда мы все втроем выходили, прозвучала фраза от какой-то из них: «По-моему, это все развод и нужно убегать отсюда!» Вот так я и получила работу.
Тогда костяк труппы составляли студенты Влада с его единственного, к сожалению, актерского курса театрального университета им. Карпенко-Карого. Сейчас в команде «ДАХа» из того состава остались Руслана Хазипова, Соломия Мельник, Вишня, Роман Ясиновский. В то время было уже около полугода ДахеБрахе. Эта команда очень сплотилась во время Оранжевой Революции. Тогда же появился проект «Украина Мистическая», визитной карточкой которого стал спектакль «Пролог к Макбету», с чего и началось мое становление в профессии и творчестве ребят тоже: практически через месяц после начала работы состоялись мои первые гастроли с ними. Вот с тех пор все это так и не закончится.
- А у тебя какое-то специальное музыкальное или театральное образование?
-Нет, по образованию я – историк. С музыкой пересекалась только из-за того, что все мои друзья были музыкантами, помогала им в организации разных фестивалей, например Metal Heads Mission (поскольку я из Евпатории), а его проводили как раз у нас за городом. Помогала, конечно, это громко сказано, но, по крайней мере, наблюдала этот процесс изнутри.
- Ого! Но это ведь фестиваль действительно тяжелой музыки! Никогда бы не подумала, что ты могла быть к нему причастной!
- Ну да, я с ТОЙ тусовки тоже (улыбается). Всегда любила очень разную музыку и интересовалась всем подряд.
- Если доверять публикациям, группа ДахаБраха образовалась из-за того, что спектаклям театра нужно было музыкальное сопровождение. Именно с такой целью и собрался коллектив?
-Там была своя отдельная история. Владу Троицкому был всегда интересен эксперимент с фольклором и настоящей автентикой. В 2002-м он поставил оперу «Кам’яне коло» с ансамблем Древо. Они, как мне кажется, одни из лучших воспроизводителей украинского фолька.
.Но экспериментировать с фольклорной музыкой они были не готовы. Поэтому долго сотрудничать с ребятами не получилось. Также был спектакль «У пошуках втраченого часу…Життя» с ансамблем Божичи, который получился действительно успешным. Но, опять же, Владу было интересно именно трансформировать фольклор, не брать готовые образцы, а немного видоизменять его, адаптировать к тому обществу, в котором мы живем. Потому что в чистом виде его воспринимать очень сложно, это получается такая… не совсем настоящая история.
В то время в театре уже проводились неординарные мероприятия - «Культурні вечорниці», на которых собиралась действительно тематическая публика: художники, музыканты, литераторы. Все приходили в «ДАХ», красиво наряжались и обсуждали какие-то интересные темы. На такие встречи также приглашали музыкантов, играть и петь. В один момент наш друг Валера Гладунец (как раз исполнитель главной роли в спектакле «У пошуках втраченого часу») привел девчонок (Иру, Лену и Нину) из ансамбля «Кралиця», которые учились в то время в Киевском национальном университете культуры и искусств. Они пели вместе вообще чуть ли не с 5-ти лет.
Приведя их в «ДАХ», Влад предложил им попробовать поэкспериментировать с музыкой. Поскольку они были молоды, открыты всему новому, они очень загорелись. Ну а Марко просто шел мимо (смеется). Он в то время уже был актером театра и являлся одним из выпускников актерской школы «ДАХа». Его в свое время привела туда жена – Наталья Бида (актриса театра и участница Dakh Daughters). Ничего не загадывая, Влад просто попросил: «Ну-ка возьми барабан и постучи по нему» - вот примерно так и образовалась ДахаБраха.
Проект начинался с того, что Влад давал ребятам слушать много музыки. У него просто невероятная коллекция со всех уголков мира: от каких-то зулусских напевов до разнообразных арабских ритмов и японских барабанщиков. Он давал слушать все эти записи пачками и, таким образом, вдохновлял ребят видеть больше и понимать шире. Параллельно с этим они учились играть на инструментах. Девочки – профессиональные вокалистки, но играть они не умели вообще! Все ребята – самоучки. Лена, например, первые два года вообще на барабанах не играла, хотя сейчас ее просто нельзя без них представить. А Нинину игру на виолончели, в свое время, очень высоко оценил Богодар Которович (один из самых известных струнников Украины). Ира – признанный мультиинструменталист и хочет осваивать все новые и новые инструменты. Но при этом ребята не виртуозы технически, а умеют добывать такие звуки, чтобы они максимально точно помогали передать историю, которая была задумана. Возможно, это будет всего пару нот, но это будут именно «те» звуки.
-А в то время уже существовал тот «ДАХ» на м.Лыбидская, который сейчас мы все знаем?
- Да, «ДАХ» существовал здесь всегда. У Влада была идея, что и как он хочет создать, но ему не хватало театрального образования. Поэтому он нашел свой вариант: приглашал сюда разных культовых личностей из театрального мира, чтоб учиться самому и учить своих единомышленников. Здесь преподавал и Борис Юхананов, и Игорь Лысов, и Валерий Бильченко, и Клим, который стал соратником Влада на долгие годы. В «ДАХе» ставил спектакль великий мастер реалистичного театра Владимир Оглоблин, который стал очень важным человеком в творческой жизни театра; тут же творил гениальный художник Игорь Лещенко. Через «ДАХ» прошло столько культовых личностей, что оно стало каким-то особенным местом силы. Лучше образования, чем здесь, сложно было представить. Такой опыт помог и самому Владу Троицкому. Он здесь видел, в каком направлении нужно двигаться, потом поехал в Москву, закончил ГИТИС, получил диплом режиссера, хотя это больше формальность, потому что спектакли он ставил и без диплома.
- А с чего начался ГОГОЛЬFEST в том далеком 2007-м году?
Я помню, когда была уже мини-презентация фестиваля, Влад собрал самых близких людей у себя дома. Уже поздно вечером нас осталось совсем немного, я помню, что мыла посуду на кухне и говорила: «Влад, это какая-то полная ерунда! Ничего не получится! Что это за идея, зачем это все вообще вам?». Но ему идея фестиваля очень нравилась. Троицкий – вообще такой человек, который генерирует невероятное количество идей. И если бы действительно была такая сильная команда, которая быстро и эффективно могла это все воплощать в жизнь, это все было бы просто невероятно!
Иногда получается довольно забавно: Влад бросает какую-то идею, а я обычно в оппозиции. Говорю, что так не получится, лучше вот так. Это помогает его мыслям обрастать уже какими-то мелкими деталями, которые помогают сформировать определенный культурный продукт. А через пару лет мы смотрим, что появляется какой-то похожий проект, совсем автономно от нас, но именно с такой же идеей. Видно, это все находилось где-то на поверхности, общество его все-таки «вытолкнуло», и кто-то смог организовать. Это просто отлично! Сейчас мы намного реже концептуально работаем вместе из-за крайне занятого графика и его, и моего, но без советов и ценных указаний Влада я не принимаю глобальных решений.
.Сначала ГОГОЛЬFEST проводился в «Мистецькому Арсеналі». Наше первое сотрудничество с ним было ещё довольно давно, мы делали там открытие выставки фонда Ейдос. Это вообще был наш первый полноценный опыт работы в таких огромных пространствах: большое неотапливаемое помещение, без ремонта и инфраструктуры. Мы сами, своими руками, вывезли оттуда много тонн мусора. Первое, что мы сделали – это поставили большой бассейн на всю длину этого арсенала. Я до сих пор помню, как мы все это готовили, склеивали полиэтилен. Чтобы наполнить все водой, мы привезли сразу несколько пожарных машин. Самым смешным было то, как мы потом эти тонны воды из бассейна вычерпывали! Это был просто какой-то невероятнейший медитативный процесс. У нас не было специальной технической команды, поэтому всем действом мы занимались вместе – и актеры, и Влад, и администратор, и сочувствующие друзья и члены семей.
Именно такие странные вещи и вдохновили Влада: с одной стороны, работа в большом пространстве может помочь себя представить совсем по-другому, да и нашей команде дать стимул работать дальше и развиваться, потому что мы никогда не работали с ТАКИМИ масштабами. А с другой стороны – не было никаких альтернатив. В Киеве просто не было ничего подобного. Это действительно была попытка объединить людей, которые живут в своих маленьких тусовках и друг с другом не пересекаются: музыка, театр, кино, образовательные, визуальные программы и т.д.
Первый фестиваль в 2007-м году вообще был довольно робкой попыткой, там было, наверное, всего событий 10 (хотя тогда казалось, что это очень много). Программу я уже не помню, но у нас точно выступала Нина Матвиенко и Константин Чеченя с проектом барочной музыки, пела Катя Чилли и «ДАХ» играл свой спектакль. Этот опыт дал нам понимание природы и возможностей фестиваля, дал толчок к развитию, мы уже могли четко видеть свои достоинства и недостатки, концепция обросла конкретикой.
В 2008-м было уже немного легче. Какое-то время нас поддерживало руководство «Арсенала», но главным двигателем фестиваля, в том числе и финансовым, был Влад Троицкий. Также, нашим надежным партнером и соратником на долгие годы стал Евгений Владимирович Уткин (основатель и президент hi-tech холдинга KM Core, меценат фестиваля «Jazz in Kiev», культурно-образовательного центра «Мастер Класс» - прим.ред.). С того момента все и начало набирать обороты.
- А с чего появилось название? С вашего спектакля «Смерть Гоголя»?
- А оно там все как-то совпало. Мы спектакль уже репетировали, но названия еще не было. Так же, в то время была какая-то значимая дата, связанная с Гоголем. Он ведь является очень непонятной персоной, его никто не присвоил, вроде и не украинский, вроде и не русский писатель. Вот именно такое соединение прошлого и настоящего, нашего и не нашего, казалось нам действительно подходящей к нашей такой же мистической истории. Владу Гоголь всегда был интересен как личность, а также он хотел актуализировать имя писателя и обратить внимание мира на то, что родом и ментальностью этот писатель из Украины. У «ДАХа» в то время был цикл спектаклей «Украина мистическая», с чем нас уже постоянно и ассоциировали.
В организации фестиваля был свой шарм, потому что изначально им занимались исключительно актеры театра. Их этому не учили, все постигалось методом проб и ошибок. Но, в то же время, чувствовалась душевность. Все заграничные гости, которые приезжали к нам, были очарованы Киевом, природой (тогда мы еще фестиваль делали в мае) и обаянием организаторов, которые им помогали. Со временем мы начали привлекать также и профессионалов, особенно что касается визуального искусства. Если в театре и музыке мы еще можем претендовать на экспертное мнение, то в других сферах это делать уже действительно сложно.
Поначалу у нас было 2 программы: «ON» и «OFF». Программа «ON» - это профессиональная часть экспозиции, задающая определенный уровень и формирующая вкус аудитории. Наряду с этим, Программа «OFF» давала возможность всем желающим художникам показать свое творчество. В то время многие нас критиковали: «Да что вы собираете всяких бездарей?!», а в последствии из тех ребят выросла целая плеяда достойных артистов. Взять хотя бы того же харьковского художника Гамлета, он уже и на Венецианской биеннале свои работы выставлял. А впервые на фестивале участвовал именно у нас.
- О приезде Tricky на фестиваль ходят легенды. Расскажешь, что случилось на самом деле?
В 2010-м году у нас был фестиваль с максимальными финансовыми возможностями. Также поменялась локация: мы были на киностудии «Довженко» и, конечно же, нам хотелось организовать все максимально круто. Мы общались с букинг-агентством, у которого был просто ошеломляющий список артистов. Мне почему-то в тот момент очень хотелось привести Roots Manuva (авангардный лондонский рэпер – прим.ред.), на чем мы и сошлись. Он до этого выступал в Москве на «Пикнике Афиши», собрал очень много оваций, много людей от нас на него ездили, а мне было очень интересно, как он работает живьем. Я понимала, что такого артиста к нам, наверное, никогда не привезут, поэтому тогда был очень подходящий момент. Мы уже должны были подписывать контракт и совершать предоплату, но его агент мне звонит: «Извините, но выступить Roots Manuva не сможет.» У него там случилась какая-то семейная трагедия...Приехали...
Судорожно начинаются поиски артиста, который был свободен на это время. Таким оказывается только Tricky. А вот его агент не очень отзывчивый, поэтому мы согласовывали все детали довольно долго. Контракт вообще подписывали чуть ли не в первый день проведения фестиваля. Реклама фантастическим образом была сделана за несколько дней до выступления. И, если честно, я до последнего не верила, что этот концерт состоится, слишком много сложностей там было. Например, еще одна: в день их прилета в аэропорту обнаруживается, что у него басистка – австралийка, и ей нужна виза в Украину. Tricky говорит: «Без своей басистки я не выступаю!». И вот все, приехали. Опять…
Я вообще не понимаю, каким образом после кучи телефонных звонков и каких-то связей нам получилось предоставить ей визу прямо в аэропорту. В итоге все получилось, и многио говорят, что это был один из лучших его концертов. К тому же, Tricky так у нас понравилось, что он со своим клавишником остался в Киеве еще на день. В его гостиничном номере кутила половина Киева. Сотрудники гостиницы точно запомнили его надолго. (смеется).
-А в какой момент у тебя разделились полномочия: администратора и менеджера?
А они и не разделились. Для нас это все одна большая история: «ДАХ», ДахаБраха, Dakh Daughters и ГОГОЛЬFEST. Первые 3 года мы больше ездили с театром, но это всегда сложно, потому что много декораций и много людей. Сейчас же я больше езжу с ДахойБрахой. Из-за плотного гастрольного графика я все реже успеваю выполнять свои обязанности личного помощника Влада или уделять должное внимание ГОГОЛЬFEST, поэтому вполне закономерно, что появляются новые люди в команде, которые закрывают эти пробоины, и я рада, что нас становится больше.
-Помнишь первые заграничные выступления ДахиБрахи?
-Да, очень хорошо помню! Это были гастроли театра «ДАХ», вместе с ДахойБрахой. Фестиваль «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Мы везли тогда спектакль «Пролог к Макбету», в декорациях было много старинных ковров, которые нужно было перевозить в другую страну. А с этим всегда возникает куча сложностей: вызвать работников музея, провести экспертизу, получить разрешение Минкульта, все задекларировать и тд. Мы успешно все сделали, подготовили документы. Вот пришел момент, мы на вокзале, ждем свой поезд, я всем провожу инструктаж, распихиваем сумки, я слышу голос проводницы: «Поезд отправляется. Все взяли паспорта?»… И тут у меня наступает приступ паники, потому что я четко вспоминаю, что видела свой паспорт на тумбочке дома, когда выходила. Абзац! Мои первые заграничные гастроли с ребятами и ТАКАЯ подстава! Судорожным голосом звоню папе, догоняем состав в Чернигове, уже вместе с моими документами. В поезд я входила героиней: аплодисменты, песни, празднование (смеется).
Именно такие ситуации на гастролях очень воспитывают и закаляют. Часто случаются разные организационные нюансы, но приходит опыт и понимание, что всегда нужно держать себя в руках, быть командой, легче относиться к разным недочетам и просто качественно делать свою работу. Ну и с того момента паспорт я уже никогда не забывала (смеется).
-В 2014-м году вы очень много выступали в Северной Америке. Как получилось все организовать?
Все началось с того, что мы поехали на шоу-кейс в Канаду 4 года назад. Это такая закрытая тусовка важных людей в медиа на том рынке, где вы можете продаваться. Мы совсем не представляли, что там нужно делать, как выступать, как сделать так, чтобы о нас узнали все присутствующие. Есть очень много нюансов: начиная от самого концерта, заканчивая знакомствами, которые можно завязать. Эти шоу-кейсы бывают совсем разных форматов: там, где платят, там, где не платят, там, где ты все платишь и т.д. Самым известным в мире является Womex, в котором мы участвовали в 2012. Там можно искать себе лейбл, продюсера, букинг менеджера, фестивали или музыкантов, любое вспомогательное звено в цепочке группа-слушатель.
Мне очень помогало то, что у меня были визитки программного директора ГОГОЛЬFEST, поэтому другая сторона частенько была заинтересована, подразумевая, что мы тоже можем их к нам приглашать. Также у нас есть друг – директор московского концертного агентства «GreenWave Music», который привозил очень много артистов в Россию, соответственно, был богат нужными знакомствами. У него были свои агенты в Европе и США, которым он нас и советовал. Вот на тех шоу-кейсах (по его рекомендации) я и подходила к ним, знакомилась. А они такие: «А, ну да, слышали о вас. Ага, ну да, диск принесли? Ну ага, вон туда положите.» И все. Так с этого ничего и не получилось.
А вот после фестиваля Womex, куда нас отобрали в 2012-м году, все закрутилось. Мы там произвели просто фурор, среди тех промоутеров случился вообще какой-то коллапс. Ну ты ведь понимаешь, что там случайных людей не было: все только по приглашениям, каждый – специалист в своей области. Так вот, мы идем по улице, а они просто все бегут знакомиться, целуют руки, падают на колени. Реально, творился какой-то дурдом. Вот после второго нашего выступления там же, ко мне подошел представитель американского агентства:
-ПРИВЕТ, Я БИЛЛ!...
- Я знаю, - говорю. -Мы уже с тобой 2 года назад знакомились. Тебе было не интересно.
-Ну вот сейчас! Вы! Я! Хочу! Делать концерты, я уже готов!…(делает большие нервные глаза)
-Ну я подумаю.
Но все-таки он нас убедил с ним работать. Сейчас мы действительно всем довольны, потому что от тура к туру залы становятся все больше, дат и выступлений тоже. Вот благодаря ему мы и попали на фестиваль Bonnaroo, где нас заметил журналист Rolling Stone (он назвал группу “одной из 40-ка невероятных открытий фестиваля” - прим.ред.). Там действительно вся индустрия ведется на такого рода публикации в тематических изданиях. Что же касается публики, то там очень открытые и любопытные люди. Они заплатили деньги, пришли на фестиваль. Они переслушают исключительно все, что там будет. За что же они платили, если не за впечатления?
Но самое удивительное случилось с нами на радио шоу Garrison Keillor. Это культовая программа для Америки, ее слушают от западного побережья до восточного, от мала до велика. Ее слушают действительно миллионы людей. На самом деле, эфир происходит в большом театре с несколькими сотнями зрителей, сценой, и все транслируется живьем на радио. Там всегда присутствует оркестр, несколько групп и таким образом создается мини-спектакль. Там мы играли всего 2 трека, ну и в перерывах с нами еще разговаривали. Так вот, когда я на следующий день зашла в ITunes посмотреть на продажи наших альбомов, я немножко даже опешила. Эта программа не просто работает, это невероятный шанс. Спустя несколько часов после ее выхода в эфир (транслировали ее сразу на несколько часовых поясов) на нашу почту начали приходить сотни писем с восторженными комментариями, приглашениями выступать и т.д., вот тогда мы действительно поняли, насколько это культовое радио.
<
. -Истории успеха всегда очень индивидуальны, но каким образом все-таки попасть в большой мир музыки?Во-первых, делать хорошую музыку. В первую очередь, артисты должны понимать, чем же они действительно лучше всех остальных. В каждой стране есть свои рокеры для подростков, есть свое этно и автентика для людей постарше, есть джазмэны, электронщики, DJ-и. И чтобы заграничная группа конкурировала с ними всеми, нужно быть действительно на уровень выше и интересней. Много однообразной музыки, а вот хорошей – действительно мало.
Если этот нюанс соблюден, то найдите хорошего агента на том рынке, который вам интересен. И чем вы более спокойный и удобный артист для организаторов, тем больше возможностей у вас будет. Никто не любит истерик, сорванных шоу и звезды во лбу. Также везде должны быть люди на своих местах, которые знают, что они делают. Поэтому разрешите им вас там раскручивать, но при этом не забывайте всё контролировать.
-Какие у вас планы на 2015-й год?
Записать новый альбом. Он будет о дороге, такие себе песни путешествия. Мы точно знаем, что хотим его опять делать с Юрой Хусточкой, как саунд продюсером. Он очень тонко чувствует то, что создают ребята, и умеет с этим работать. Записанный материал очень сильно отличается от того, что делают артисты на концертах. И очень важно не потерять ту энергию, которой и знамениты живые выступления. Хотелось бы записываться в какой-то необычной студии, скажем, в Исландии, где работают Sigur Ros (смеется), но посмотрим, как оно получится.
По поводу концертных планов, то мы на несколько месяцев опять поедем в США, на 2016-й очень надеемся на тур по Австралии, Новой Зеландии и Японии (наконец-то, мы туда очень хотели), и, скорее всего, будет небольшой тур по Бразилии.
А вот по поводу планов в Украине, то есть следующая задумка: как-то после концерта к нам подошел познакомиться дирижер борнутского симфонического оркестра в Британии - Кирилл Карабиц, он украинец. Предложил сделать проект вместе. Пока это все на стадии обсуждения, но очень хотелось бы с ним поработать. Также, если все получится, организуем тур по Украине в октябре. Для этого нужно всего немного – мир в стране.
В завершение нашего разговора, мы всегда спрашиваем о том, какую музыку слушает наш собеседник. Поэтому, вот вам музыкальное наполнение телефона Иры Горбань: Cocteau Twins, новый альбом Röyksopp, Nina Simone, Dirty Projectors, Happy Mondays, Knife, Forest Swords и прекрасная музыка Сати, Райха; Мартынова и Гласса.
Автор: Алена Виолаторка
Фото: Лина Белоковаленко, М.Бикова (из архива театра), Maksym Bodaniuk, Andriy Semenyuk, 8caliber