О своих впечатлениях, успехах, сложностях и приключениях в ходе их европейского тура с нами поделились парни из украинской группы Sinoptik, с пылу с жару, так сказать. Как организовать тур? Основные правила выживания? Ну и самое главное: как все прошло и что теперь ждет музыкантов в ближайшем будущем?

Действующие лица: Дима Синоптик, Дима Младший и Славик.

Впечатления

Было классно! Тур охватил 8 городов. Мы объездили Молдову, Румынию и Болгарию. В Болгарии было запланировано три концерта, но один из них, к сожалению, сорвался. Мы выступили только в Софии и Варне. Зато у нас появился дополнительный выходной, и мы жили у местного промоутера в трехэтажном доме на берегу моря.

Организация

С помощью наших друзей группы Jinjer нам удалось связаться с хорошим букинговым агенством. Хоть и оказалось, что мы им уже писали, но тогда не получили ответа. Сейчас же все получилось. Договаривались и общались мы на протяжении полугода, пытаясь спланировать и рассмотреть возможности для тура. Принималось решение по условиям, в ходе переговоров, мы пришли к компромиссу и таким образом был оговорен наш тур по 8 городам. Хотя в Молдову мы заехали по пути, чтобы не разбиться по дороге в Румынию. Потому что расстояния большие, а дороги в Украине «очень хорошие». В Молдове, правда, дороги не лучше.

Промоутеры взяли на себя все расходы: проезд, проживание и питание. В целом, условия нашего договора были хорошими, а впечатления только позитивными.

Во всех городах нас встречали, подвозили до и после концерта, беспокоясь о том, чтобы мы не устали и не проводили слишком много времени за рулем.

Селили нас в отличнейшие места: минимум это была клевая уютная квартира. Чаще всего четырехзвездочные отели. В последнем городе мы жили в двухэтажном особняке. В нашем распоряжении был весь первый этаж, кровати – изумительные, посуда от Версаче («Дайте мне обычную чашку, пожалуйста!»).

В тот день хозяин клуба – абсолютно неприметный чувак, в ржавеющем белом Шевроле (у нас такие убитые машины даже в такси не ездят) сказал: «Следуйте за мной!». Мы сразу подумали, что нас сейчас поселят, так поселят. И тут мы приезжаем в этот особняк. Он нас приглашает на второй этаж со словами: «Познакомьтесь с моими гитарами и моими алкогольными напитками!». У него отдельная комната для коллекционных гитар, такой себе гитарный Диснейленд. И стол с огромным количеством бутылок. На вопрос составим ли мы ему компанию, нам, к сожалению, пришлось ответить: «Сегодня нам лучше лечь спать»

Публика

Было интересно играть в других странах. Люди за границей совсем по другому оценивают музыку, им интересно. Они по-настоящему стремятся узнать что-то новое. Мы столкнулись с тем, что после нашего концерта, люди к нам подходили с фразой: «Чуваки, мы не можем описать ваш стиль! Вы играете что-то настолько свое, вперемешку с чем-то чужим, но невозможно сказать, что вы что-то содрали у кого-то». И при этом, в каждом городе нас сравнивали с абсолютно разными группами: Soundgarden, Kasabian, Tool, Led Zeppelin. Кристиан (хозяин клуба в Варне) – наверное, первый человек, который заметил, что в нашей музыке присутствуют нотки стиля doom. Вряд ли это так бросается в уши, когда вы слушаете наши записи, но на концертах мы часто «уходим» в какие-то мрачноватые джемы.

Sinoptik1

Публика очень сильно отличается от нашей, украинской. Более того, даже в разных городах одной и той же страны, она очень разная. В одном из последних городов, мы выступали в небольшом клубе. Сказать по правде, на тот момент, наши батарейки уже изрядно сели, и мы были, мягко говоря, «потухшие». Это, наверное, была самая маленькая концертная площадка за весь тур. Но там был отличный звук, хорошая сцена. Мы все подключили, провели саундчек и пошли перекусить. Когда же мы вернулись в клуб, он был уже забит народом. Выступление прошло круто, с сильнейшей отдачей. Во время таких концертов тебе кажется, что сетлист чересчур короткий, хоть мы играли уже целый час. Доиграв последнюю песню, мы ушли со сцены, толпа начала звать нас на бис. Мы вышли и сыграли еще две последних песни. Там люди на самом деле слушают, а не просто прыгают и машут патлами. После концерта нас просили вернутся еще.

Тур

Нашей целью было охватить как можно больше городов в разных странах. Промоутеры предложили конкретные клубы в городах, в которые мы в результате и поехали. На данный момент, в ближайших к Украине странах концертные тусовки проблемно организовать, из-за недавнего пожара в одном из клубов Румынии (преступная халатность привела к множеству жертв).

Многие клубы были закрыты, так как владельцы не имеют ни возможности, ни средств разобраться со всеми пожарными вопросами. Так бы мы могли выступить в пятнадцати городах, но из-за общей ситуации с клубами и пожарной безопасностью в них, не получилось.

Из всех городов нам очень понравилось в Софии! Красивый город впечатлил нас, хоть нам и не удалось как-следует там погулять. Но мы не удержались и сняли там видео-приветствие для украинских фанатов.

Вообще в туре во все города мы добирались своим ходом, на своей машине. Мы везли с собой весь беклайн: гитарный и басовый аппарат. Машина была забита доверху. Мы бы взяли с собой даже больше, если бы хватило места. Плюс в том, что ты уверен в своем инструменте, ты играешь на всем своем и ни от чего не зависишь. Минус только в том, что приходилось это все таскать из машины в клуб и обратно. Особенно это было тяжело после концерта.

Концерты были каждый день, а уже на следующий день мы выезжали в следующий город. И у нас было всего два выходных дня, которые мы провели на побережье.

В ходе тура у нас не всегда были сольники, но мы везде старались выступать первыми. Еще нам выпала возможность выступить на фестивале в Бухаресте, по лайн-апу: одна группа играла трэш-металл, другая – глубокий стоунер. Мы так хорошо вписались между ними двумя.

Клубы попадались разные. Самый маленький, наверное, был последний. В среднем все были на 500-600 человек, были и меньше, были и больше.

Количество народа было разное, но радовало то, что чаще всего его было много. Нас никогда не волновало количество людей пришедших на концерт. Если придет один человек, мы будем играть для него. Если никого не будет, мы будем играть для себя. У нас получалось завести местную публику, получить от них отдачу, а им получить отдачу от нас. Был контакт.

В городах была нелинейная зависимость: были маленькие города, большие залы и много людей и были города в два раза больше с маленькими залами и соответствующим количеством зрителей.

Как узнать понравилось ли выступление публике или нет? Если после концерта не отпускают со сцены и покупают твой мерч и диски, значит публике понравилось. У нас мерч скупали везде, а от предложений устроить алкомарафон со слушателями на баре приходилось вежливо отнекиваться.

Успех мероприятия также очень сильно зависел от качества и количества рекламы, от промоутеров в каждом из городов.
Организаторы нашего тура просили делать отчет о каждом концерте. И вот после одного из городов, там, где было меньше всего людей и меньше промоушена, мы подробно рассказали, чего именно не хватало для успешного мероприятия. На что нам ответили: «Ок, значит, мы с ними больше не будем работать».

Все было очень честно и прозрачно. У них на самом деле есть такое понятие как шоу-бизнес. Нашей стране пока до этого еще расти и расти. У нас ведь тоже есть понятие шоу-бизнеса, но оно ограничено в основном только отраслью поп-музыки.

За границей, если организаторы видят твой потенциал, видео, слышат качество вашей музыки, видят концертные записи и желание выступать, они готовы рискнуть. Они понимают, что им нужно будет только привести на эти концерты людей и им понравится. Оценив группу в живую, букеры и промоутеры смогут уверенно привозить ее в другие города и клубы и зарабатывать деньги на этом.

Это был наш первый подобный тур. Организаторы смотрели на нас, мы смотрели на них. По окончанию тура, они уже могли оценить нас. К тому же на один из концертов пришли другие организаторы, которые начали предлагать нам следующий тур и фестивали (как в этих. так и в соседней Греции, Сербии и т.д.). Они познакомились с нашим букером. И он в свою очередь, сразу сказал: «Ну мы же работаем вместе, правда, Дима?». Вернувшись домой, мы получили e-mail с предложением продолжить сотрудничество и подписать контракт.

На одном из концертов нам предложили записаться на студии. Подошел парень, дал свою визитку, и сказал: «Я тут под впечатлением накупил ваших дисков и футболок. Будете в Софии, приезжайте, запишемся на студии! Я исполнительный продюсер этой студии, сделаем что-то интересное».

Топ 5 вещей необходимых для выживания в туре

Побольше чая
Еще больше кофе
Термос (лучше два)
Миллион зарядных устройств
Собственный звукорежиссер (незаменим чуть более чем на 100%, Ведь Саша не только звукарь, но и наш друг, собутыльник, лишняя пара зорких глаз и рабочих рук)

А абсолютно ненужные вещи это: музыка в плеере (в машине слушали джазовое радио, Кровосток на CD и Битлз на кассетах), книги, карты ( «думал, будет время поиграем с ребятами. Какие карты?! Только географические нужны были» ).
Что касается рок-н-ролла, все и так было all inclusive, так что, мы за это даже не переживали.

Sinoptik3
Как проходил ваш день в туре?

Проснулись, собрались, всё нашли (мы постоянно все теряли и боялись что-то забыть: ключи от машины, кошелек, документы, телефоны, шнуры, Ipad), загрузились в машину (довольно-таки сложный процесс: мы выработали целый алгоритм для того, чтобы все поместилось), вбили адрес следующего клуба в навигатор и поехали. Дороги хорошие, но из-за ограничений скорости уходит много времени на то, чтобы проехать небольшой участок.

Большинство дорог проходит через села и маленькие городки или через горы. Пейзаж впечатляющий. Может, конечно, после третьего-четвертого раза ты перестаешь замечать все вокруг. Но в первый раз это очень живописно и красиво.

Каждый день мы должны были в 17.00 приехать в клуб на саундчек. Приезжаешь в клуб, а на сцене вообще ничего нет. Но буквально сразу после того, как ты достаешь все свои инструменты, приезжает прокатная компания и со скоростью звука устанавливает колонки, мониторы и все подключает. Саундчек, потом сидим, ждем начала концерта, играем концерт, продаем мерч, раздаем автографы, упаковываем все в машину и едем домой спать. Наутро завтракаем, садимся в машину, и все повторяется снова.

Последние четыре дня у нас все проходило нон-стопом. И как бы ты не старался, в какой-то момент один из этапов растягивается и, в результате ты ложишься спать в 2-3 часа ночи. Раз мы легли в 5 утра, а вставать нам нужно было в 7.
Так что, да, времени не было ни на что. Дорога же из города в город занимает около десяти часов.
Всегда нужно рассчитывать свои силы, особенно, когда ты едешь в тур в первый раз.

   Дима Синоптик: «Но по ощущениям, мы бы осилили продолжить тур дальше. Хотя максимум, наверное, 30 городов. Сложнее всего даже не в моральном и физическом плане, если ты распределяешь свои силы, то ты справишься, хоть мне было бы сложно петь. Я не могу распределить свои силы: «Сегодня буду петь слабее, а завтра сильнее». Нет, мне всегда хочется выкладываться на все 100%».

  Дима Младший: «Просто когда ты знаешь что это последний город и финиш близко, ты расслабляешься».

Трудности

Труднее, скорее всего, была какая-то часть дороги. Сложным был перегон из последнего города обратно в Украину и по времени и по качеству дорог. Притом, что в какой-то момент мы понадеялись, что наши дороги хорошие. А потом, мы заехали в Винницкую область, а дорог там вообще нет. В результате только по Украине мы ехали больше семи часов.

Когда четыре человека всегда вместе, еще и в дороге, это тоже сложно. В какой-то момент, на ровном месте начинаются маленькие конфликты. У нас была история с дворниками: «Едем мы по Румынии, Славик за рулем. Дороги отличные, так что вокруг тишина, и ты, пытаясь заснуть, слышишь только звук поскрипывающих по стеклу дворников. Казалось бы мелочь, но неприятно. Я попросил Славика выключить дворники».

   Славик: «На что последовал мой ответ:«Я за рулем!». Вот так… В Молдове и Украине разговоры были только о том «какие ужасные здесь дороги». А тут «выключи дворники!»». *Смеются*

Подготовка к туру – тоже сложный этап. Найти букера и договорится с ним трудоемкий и длительный процесс, у нас он занял полгода. Самое сложное это сам процесс переговоров, ведь букеры работают не только из любви к музыке, но и хотят на тебе заработать. Нужно найти с ними в этом правильный баланс.

Еще самые неприятные моменты это возня со всей документацией и процесс получения виз. Но когда ты уже сидишь в машине и едешь, ты уже в туре. Была также небольшая проблема с языковым барьером. Они-то знают английский, но понимать их все равно было сложно.

Сетлист

Мы пытались везде играть один и тот же сетлист. Но в какой-то момент во время концертов, ты понимаешь, что та или иная песня здесь не подходит. Так что мы начали делать небольшие рокировки, иногда прямо вовремя концерта. На фестивале нас попросили немного сократить сетлист, сыграть 50 минут вместо обычного часа - полтора.

Планы на будущее

Ближайшие планы: тур по Украине. Потом релиз нового альбома «Interplanet Overdrive», состоящего из семи треков. В конце апреля состоится презентация этого альбома в Киеве, в клубе MonteRay Live Stage. Больше деталей вы узнаете совсем скоро!

Краудфандинг, который группа запустила для сбора средств, помог собрать необходимое количество денег для мастеринга нового альбома. Мастеринг был сделан американцем Маором Эппелбаумом, он известен своей работой с Ill Nino, Limp Bizkit, Faith No More, Sepultura и многими другими.

«Ему понравилась наша музыка, поэтому он взялся за наш альбом. Также он помог нам в сведении звука для клипа «White Cats»».

Лето для Sinoptik будет фестивальным. Переговоры насчет украинских фестивалей еще ведутся, но нас пригласили сразу на несколько фестов. Также будет несколько фестивалей в Европе, в которых мы примем участие. Но пока мы еще не можем озвучить всю информацию.

Мы планируем еще один европейский тур на осень. На данный момент у нас сразу несколько предложений от разных букеров и мы рассматриваем их, пытаясь принять наиболее рациональное и правильное для нас решение.

Sinoptik2
Моменты, которые теперь вспоминаются со смехом

В Софии нас оштрафовали за неоплаченную парковку. Благо, что администратор отеля, где мы остановились, вовремя нас разбудил и отправил платить штраф пока парни, поставившие колодки на колеса нашей машины не уехали. Так работник парковочной службы познакомился с творчеством группы Sinoptik. Сразу зашел на youtube и посмотрел наше видео. И так мы познакомились с тем, что нельзя полагаться на русское «авось пронесет».

На украинской таможне нам задавали много вопросов (и когда мы ехали туда и когда возвращались обратно): открывали багажник, обыскивали, обнюхивали с собакой и заглядывали под машину с помощью зеркал. На румынской таможне, увидев, что мы музыканты, попросили сыграть что-то фольковое. И мы сыграли на страмстике (трехструнный инструмент). Жаль, что видео нет.

Также был момент, когда у нас на руках было сразу три или четыре разных валюты и нам нужно было расплатится на заправке. Пошли в обменник менять деньги. Восемь утра, мы стоим перед обменником пытаясь понять, что на что умножать или делить, закончилось все тем, что мы окончательно запутались и вернулись обратно к Диме: «Посчитай на калькуляторе!». В результате, нам снова пришлось возвращаться к пункту обмена валют, так как мы не запомнили курс.
А еще на Болгарской границе, пришлось толкать нашу машину (она иногда не хотела заводиться). Пограничники нам помогли в этом.
Sinoptik4

Совет: как поехать в Евротур

Первое, это понять: ты на самом деле музыкант или это просто твое увлечение. Вам понадобится качественный контент, чтобы организаторы видели, что представляет собой группа. У вас должно быть хорошее живое видео с публикой, качественные клипы. В свое развитие нужно вкладывать. Искать нужных людей и общаться с ними. Мы втроем писали огромное количество писем организаторам и букерам в различные страны. Проще, если поставить себе цель: 50 писем в день. И даже если из 50 писем ответ придет на 5 из них, нужно продолжать их отправлять.

Мы получили один мотивирующий ответ от крупного лейбла из Швеции: «Мы следим за вами уже пару лет еще с момента выхода вашего первого альбома. Пока мы не готовы браться за вас, но продолжайте в том же духе! Держите нас в курсе своего развития!». У вас должна быть уверенность в себе и своей музыке, плюс терпение.

Мы рады за успехи Sinoptik’ов и желаем им покорять новые горизонты
Спасибо за эту историю и спасибо MonteRay Live Stage за то, что приютили у себя на время интервью.

Автор: Варбан Анастасия

Sinoptik5