Молодой и амбициозный. Задавшийся целью понять музыкальную индустрию от начала и до конца. Саша Филоненко, лидер коллектива Tape Flakes и один из создателей индии-лейбла SnowPuma, несмотря на всю свою занятость оказался милым улыбчивым парнем, борющимся за место под солнцем для качественной украинской музыки. Нам удалось влиться в его плотный график и задать парочку животрепещущих вопросов о нынешнем положении дел в его коллективе, лейбле и Украине в целом.

Группе Tape Flakes уже 4 года. А что было до этого?

До этого было слово. Нота. Я не знаю, честно говоря. До этого я учился. Был собой. Я играл в группе Gouache, например. Но это все не имеет значения. Это у меня была так называемая школа, поскольку образование я получил совсем по другому профилю. Пришлось наверстывать и набирать опытом. Потом я пропал на работу в рекламный продакшн, который назывался ПостМодерн. И там мы писали музыку к рекламе, к кинофильмам, к сериалам, а в перерывах это начало обретать какие-то совершенно иные формы. Я начал пробовать писать определенные темы. Потом нашлись люди, которые готовы были это все сыграть.

Хотя знаешь, на самом деле я так много уже об этом говорил, что пора начинать выдумывать какие-то сумасшедшие истории типа: мы с Валиком познакомились, когда он работал, например… в дельфинарии! Ночным сторожем. А я пришел грабить дельфинарий в его смену. Валик в это время играл на гитаре блюз и я понял, что надо нам играть вместе. Кстати да, это весело! Надо начинать придумывать такие истории.

IMG_5593 копия

А до этого кем ты хотел быть в детстве?

В детстве я хотел быть археологом. Мне было интересно исследовать что-то новое, раскапывать, находить. Но потом я начал это воплощать в музыке. Спустя много лет.

Как создается твоя музыка? Чем или кем ты вдохновляешься?

Ой, я понятия не имею, как это все происходит, честно говоря. Кумиров у меня нет, но есть музыка, которая мне нравится и ее достаточно много. Я всеяден в этом плане. В любой стилистике есть что-то качественное и хорошее. Есть музыка хорошая и плохая. Все. По-другому ее делить не стоит.

Какую «хорошую» музыку слушаешь ты?

Последнее время я слушаю больше такие группы, как Tame Impala, Connan Mockasin, знаешь, иногда настроение диктует тебе музыку. Сегодня я ехал сюда и мне было грустно отчего-то, и я слушал Arctic Monkeys, альбом АМ, медленные композиции в основном с него. Шостаковича люблю послушать. В живом исполнении желательно. Вообще симфоническая музыка – это особенная грань этой вселенной. Потому что когда играет клевый оркестр хорошую музыку, то эта музыка просто выносит тебе голову…

У вас есть дуэт с группой Dvoe. Очень даже удачный. Планируете ли вы дальше двигаться в таком направлении. Может есть интересные группы с которыми хотелось бы записать совместные композиции?

Ты знаешь, оно все достаточно импульсно происходит и только тогда, когда для этого есть какие-то основания. У меня вообще с музыкой такие отношения, что я не хотел бы превращать все это в проект, делать все наигранно. Все должно быть по-честному. Мы когда-то с Дибровой сделали песню и это было круто. Сейчас у нас есть совместный проект с Софи Вилли. Он называется Phylosophie. Однако, чувствую, что это будет долгоиграющая пластинка. Мы постоянно в разъездах. У нее — Sophie Villy, у меня — Tape Flakes. Поэтому посмотрим дальше. Время покажет.

.

В одной из твоих песен есть строчки: «Не будь мудаком. Покорми птиц». А кого кормишь ты?

У меня есть бигль. Это такая порода собак. Английская гончая. Достаточно древняя порода. С III века берет свое начало. Это сумасшедшая-истеричная белка-собака. Просто электровеник какой-то… Очень крутое доброе животное, никогда никого не обидит. Зовут Джеймисон, но дома мы его называем просто Джем. А «птиц покорми» это скорее, знаешь, такая аллегория, что надо быть добрее. Чем заниматься всякой ерундой, лучше покормить птиц. И, как говорит наш гитарист Валентин «не стоит лезть туда, куда ты не можешь пролезть».

Перед сольным концертом в Atlas’e ты говорил, что для записи альбома будешь искать какой-то новый цифровой носитель и не будешь выпускать альбом на диске. Как обстоят с этим дела?

Так а зачем его искать? Его уже нашли до меня разработчики компании Apple, например. Сейчас диски можно продавать разве что на концертах как сувенирную продукцию, но не как основной носитель информации. У меня вот компьютер 2015 года, у него вообще нет дисковода. Это тоже говорит о чем-то… Новые тенденции диктуют нам условия.

Еще такой больной для многих артистов момент. В Европе музыку покупают, у нас ее попросту воруют. Как ты считаешь, пиратство в нашей стране можно искоренить?

Да. Это можно искоренить, но не сразу. Я считаю, что компании вроде Itunes должны делать скидку на такие страны как Украина. Потому что для нас за доллар купить трек – это достаточно дорого. Представляешь, 20 гривен за одну песню. Мало кто купит. Нужно снижать цену. Сейчас появился в Украине сервис Apple Music, где за определенную сумму денег в месяц ты получаешь подписку на всю медиатеку Itunes. Ты можешь слушать ее в интернете, можешь скачать себе на гаджеты. Они поступили в этот раз грамотно, сделав для Украины тариф 5 долларов. Для Америки, к примеру, это 10.

Конечно, сложно однозначно ответить на такой вопрос. Снижение цены – это как один из рычагов. В целом нужно, наверное, снимать социальную рекламу. Нужно людям объяснять, что на запись хорошего, качественного, полноценного альбома уходит порядка 10 тысяч долларов. По разному, конечно, можно договариваться. Но в целом, без скидок, если ты приходишь с улицы на студию и говоришь «Вот у меня есть 10 треков. Я хочу их записать», то тебе отвечают «Пожалуйста. Без вопросов». Но это стоит кучу бабла. А потом ты продаешь за год этих записей на 100 долларов. И то, большая часть воруется. Покупают только самые преданные фанаты. И то, покупают где-нибудь на Google Play, где треки стоят сущие копейки. Сложная ситуация, но все-таки я думаю, что все идет к тому, что все будет находиться в интернете. Все будет «стримиться». Знаешь, у меня есть 3G, и мне даже нет смысла в музыке, которая храниться на каких-либо цифровых носителях. У меня все где-то в favorites в Music. А вообще я считаю, что нужно зарабатывать концертами в нынешних реалиях.

tape flakes 2

А как вы относитесь к общению с фанатами? Нету звездной болезни?

Недавно мы узнали, что у нас есть фанаты (смеется). Мы общаемся, как и все люди, с близкими себе по духу. Звездная болезнь? Не знаю, честно говоря, что это такое. Подходят ребята, говорят «Привет. Классный музон рубите» или «О, я тебя видела по телеку». Это приятно. Но мы не достигли еще того уровня, когда выходишь на улицу и тебя все узнают.

Кстати, я недавно думал, как же живет Святослав Вакарчук? Он же, в некотором смысле лишен каких-то человеческих привилегий. Ты не можешь спокойно сходить в супермаркет возле дома. Или выпить кофе в ресторане. Но у меня пока такого не было. Будет – посмотрим, как я с этим справляться буду. Пока могу только фантазировать на эту тему.

Какие твои дальнейшие планы на будущее?

Да фигачить как можно больше. И все)

Ты трудоголик?

Нет. Я просто очень люблю то, чем занимаюсь. Я написал кучу новой музыки. И сейчас стоит вопрос как это грамотно все сделать, как записать ее… Я, думаю, что к осени у нас будет новый релиз. Однако, я не хочу спешить, назначать какие-то даты, выбиваться из сроков. Я хочу все сделать здорово, а не быстро. Я на такие грабли уже наступал, когда ты за два месяца планируешь какое-либо мероприятие, релиз альбома, к примеру. А релиз затягивается и надо все делать быстро-быстро. И ты, как какая-то ломовая лошадь, спешишь, а через месяц полностью переосмысливаешь пару треков и получается, что ты поторопился. И не понятно даже ради чего.

Если человек никогда не слышал Tape Flakes. Какую песню ты ему посоветуешь послушать, чтобы проникнутся?

Я посоветую ему, наверное, «To Where The Morning Comes». Для меня на данный момент это самая, наверное, классная композиция, которую я сделал. Конечно, я прекрасно отдаю себе отчет, где мы находимся. Наши две самые популярные песни это «Стадо белоснежно диких пум» и «Покорми птиц». Потому что они на русском языке, потому что люди могут подпевать, они понимают о чем поется. Хотя новый материал будет более роковым, чуть более грязным. В стиле «Reach The Stars» больше.

У вас есть несколько клипов. Кто их вам снимал?

Мы с разными ребятами работали. Сняли их буквально за 3-4 доллара. Два видео на композиции «San Francisco» и «Стадо Пум» снимал Саша Анпилогов, с оператором Кириллом Хайловым. А клип «Loose Control» снимал Леша Новиков и Миша Коротеев. Но это просто наши друзья, которые в определенный момент почувствовали какие-то вибрации и сказали «Ребята, а давайте вам снимем видос?». Сейчас происходят примерно похожие вещи, мы собираемся снимать новое видео. Тоже пишут люди, уже незнакомые правда, которые хотят с нами сотрудничать. Но тут тоже надо понимать, что это все стоит бабла.

.

Где же артист берет это «бабло»? Если те же диски не приносят дохода.

Кстати, ты знаешь, я часто задаю себе подобный вопрос. Наверное, в ближайшее время схема расчета зрителя с артистом будет происходить через какой-то краундфандинг. Артисту нужно столько-то денег на альбом, а слушатель хочет новых треков. Альбом все равно никто не купит, так давайте будем платить напрямую звукозаписывающей компании. Как сделала это Крихітка. Может быть, такая схема сработает в Украине. Английский язык не особо тут помогает обретать какую-то популярность. Но для меня это неважно, я за популярностью и не гонюсь. Я хочу делать крутые вещи. И если появятся люди, которым это тоже будет близко, то это уже круто.

Вы ездили в Литву с концертами. Есть дальнейшие планы покорения Европы?

Кстати, да. В ближайшее время мы опять едем в Литву. У нас там два концерта. Мы играем на большом фестивале на побережье в Клайпеде и в клубе в Вильнюсе. Мы играли в Будапеште в мае месяце. Концерт, который, кстати, совершенно случайно у нас сросся. Я ехал на концерт Джеймса Холдена в Будапешт, а за полгода до этого мы подписали с одной венгерской компанией договор по лицензированию музыки. И когда мы ехали в Будапешт я написал им даты в которые мы будем здесь и предложил сделать концерт. Все получилось очень быстро, здорово и весело. Хотелось бы выступать за границей почаще, но достаточно сложно сидя в другой стране разруливать себе концерты за бугром. В Литве мы познакомились с классными ребятами, которые нам теперь там помогают. В Европе есть рынок, есть индустрия, в отличие от Украины, потому что здесь пока что ничего нету. И это печально.

IMG_5611 копия

А вот объединение SnowPuma. Что это такое и чем он отличается от других украинских лейблов?

Ну во-первых это инди-лейбл. Их в Украине немного. Как правило, в мире лейбл фокусирует свое внимание на какой-то определенной стилистике. Например, ты на soundcloud’e подписался на музыку Warp и ты понимаешь приблизительно какой стиль музыки тебя ожидает. В Украине так работать сложно, потому что нету настолько обширного спектра групп. Вот, к примеру, в одном только Лондоне около 250-ти андеграунд-электронных групп. В Киеве же их можно на пальцах пересчитать. Поэтому мы просто смотрим и, если нам нравится исполнитель, то мы ему помогаем.

Но опять же, у нас нету сверхрессурсов, чтобы продвигать артиста. У нас есть друзья и друзья друзей, которые нам чем-то помогают, но не больше. Мы можем выпустить альбом, можем предоставить отчет о продажах, можем договариваться о каком-то промо, но это все пока что находится в стадии понимания что же с этим дальше делать. На сегодняшний день у нас уже есть три релиза: 1-й альбом Tape Flakes, MAiAK EP «Fast Forward» и альбом K.A.T.Y.A, которая IYA бывшая, «Секреты». Дальше будем смотреть.

А есть ли спрос на ваш лейбл? Какие-то новые группы планируете к себе в подопечные брать?

Нам постоянно пишут разные молодые исполнители. Но все думают, что мы какой-то Motown Records, а нужно понимать, что сейчас мы находимся только на начальной стадии развития. Это касается не только лейблов. Это касается всего, что происходит в нашей стране. Мы отстали от всего мира на добрый десяток лет.

Какие цели преследует SnowPuma?

Мы хотим помогать украинской хорошей музыке развиваться. И делаем это всевозможными способами. Но нам очень хотелось бы иметь какую-то поддержку. Может быть от государства. Знаешь, хотя бы на уровне воспитания правильного вкуса у общества. Очень хотелось бы, чтобы исчезла махровая попса, исчезли сиськи с телеэкранов. Это ведь уже невозможно. Я включаю любой музыкальный украинский телеканал и там мне показывают каких-то шлюх, которых я не понимаю за что мне уважать и слушать. Мне бы очень хотелось, чтобы был классный музыкальный канал в Украине. Хотя бы один. Это было бы очень прикольно. На котором бы слушателю давали какую-то более развернутую картинку музыки, а не только «проституток» и «пацыков». Я понимаю, что принадлежу к определенной социальной группе, у меня есть интернет где я могу что-то послушать, порыскать, а у большинства людей есть дома «рогатка» и очень хотелось чтобы они с нее получали хоть какого-то Ленни Кравитца или Queen.

Хотя с другой стороны очень радует, что появляются такие люди, которые стараются доносить таки до людей качественную музыку. Такие как вы, Comma, Cultprostir, LiRoom. Молодые украинские журналисты. Всем есть над чем работать, но офигенно, что уже что-то несется хотя бы в какую-то тусовку. Просто у вас тоже нету такого админрессурса как, например, телеканал, который вещает в аналоговом режиме. Это так же как и мы, у нас нету супербюджета, чтобы звучать из всех дыр, но мы стараемся как можем доносить до людей наше творчество.

.

Ваш лейбл сейчас держится на чистом энтузиазме?

Да, безусловно. Хотя, что значит держится? Мы работаем минимально, потому что есть Ира (Ира Семенюк, менеджер группы Tape Flakes и со-основатель SnowPuma), есть я. И мы планируем все это продолжать и развивать, но пока нам не до конца понятно как. Вот мы создали лэйбл, окей. Мы сделали релизы, окей. Мы заработали за год на этих релизах 200 долларов… Что же делать дальше? Мы уже делали вечеринку SnowPuma Party, к осени планируем сделать еще одну. Будем приглашать разных артистов. Хотя, знаешь, не так уж много есть артистов, которых мы бы хотели явить этому миру. Вот у нас есть сейчас Maiak и Tape Flakes и нам, для начала, этого достаточно.

Автор: Ксения Чайковская
Фото: Bakura Damanita и со страниц группы