Ты посетил порядка 90 стран по всему миру, что уже огромное достижение. С чего все началось и что позволяет тебе сохранять заинтересованность в этом при таком, скажем, «конвеере»?
Это философский круг: чем больше ты узнаешь, тем больше оказывается еще непознанного. Я не езжу просто для галочки. Даже если я приезжаю в одну страну раз за разом, мне снова хочется туда возвращаться за чем-то упущенным. Постоянно хочется узнавать каждое место по-своему. Я езжу уже около 10-лет, и в лучшие времена у меня выходило по 6 месяцев в дороге. Моя бы воля – вообще бы и не останавливался. Каждая новая страна, город – это неоценимый жизненный опыт: выживания, коммуникации, организации. Могу сказать, что это расширяет сознание круче любого психоделического наркотика.
Что самое экстремальное за время твоих путешествий тебе приходилось совершать?
На эту тему мне уже можно было и целую книгу написать, что я, кстати, и планирую сделать. Из последних – поездка в Сомали. Это были весьма странные ощущения. Местные белых людей там почти и не видели. Меня забрасывали камнями дети! Притом: они делали это не из-за какой-то злобы, просто я для них был каким-то непонятным явлением. Хождение в шортах по их столице оказалось вообще преступлением – об этом сообщил работник местного КГБ, предъявив свое удостоверение.
Еще я ездил на Шри-Ланку, где застал гражданскую войну с участием группировки «Тамильские Тигры». У них чем-то схожая история, как у нас с «ДНР» и «ЛНР». Индия у них выступает в роли России, а Шри-Ланка – в роли Украины. Страны ментально похожи и когда-то были в одной империи, но в целом – народы разные. Я даже чуть было не попал под бомбардировку единственного международного аэропорта, которая произошла на следующий день после нашего отъезда. На тамильских территориях, неконтролируемых центральным правительством, было достаточно интересно, поскольку там своя социальная атмосфера, особо нетронутая современной «западной» цивилизацией. Людей там, к слову, тоже было совсем немного. Несколько лет до того на Шри-Ланку обрушился сильный цунами, и на этой части суши всё выглядело еще как в пост-апокалипсис.
Люблю страны, в которых происходит какой-то экшн, и большинство людей туда сознательно не едут. Была ситуация, когда нас развернули на границе Парагвая и Боливии. Местные наркобароны контролируют эти земли, где нет никакой государственной власти. Если тебя там убьют – никто и не будет пытаться искать. Ты пропадешь без вести! Максимум: посольство отправит бумагу, посмотрев по въездным и выездным спискам. И вот мы сутки ехали через Парагвай, где нет ни дорог, ни существенных достопримечательностей. Полная дичь, одним словом! Когда мы наконец-таки приехали на границу нам сказали: «Извините, база не работает. Мы не видим в системе, можно ли украинцам пересекать границу». Хотя в действительности мы проверили, что это разрешено. Приехав на другую границу, в этот раз с Аргентиной, мы это подтвердили, и там же спокойно сделали визы. По дороге обратно вглубь Парагвая нас остановили люди с оружием, якобы проверить документы. С нами ехала кореянка. Они уже хотели силой вытаскивать её из машины, но водитель смог как-то договорится взяткой. При этом мы с подругой сидели на задних сидениях, спрятанные в одеялах, и умудрились остаться ненайденными. Нас не заметили, хотя могло быть для всех всё еще сложнее.
Еще одна трешовая ситуация случилась в Бирме. Меня продержали около суток в местной тюрьме! Я прогуливался и забрел в закрытый для посещений Президентский дворец, где почему-то не было охраны. На карте и в путеводителе его тоже не было. На выходе меня заметил солдат и подумал, что я реальный шпион! Меня таскали от одного КГБ к другому. Со мной успели пообщаться, наверное, все рода войск и различные спецслужбы. Кажется, они даже Президента разбудили, чтобы доложить обо мне! В Бирме военная диктатура: если бы они захотели – меня могли бы и не найти; списали бы смерть на какого-нибудь крокодила! В какой-то момент стало уже страшновато: я уже начал на них сам наезжать и угрожать международным скандалом и конфликтом. Пытался объяснить им, что они сами виноваты, так как я ничего не сделал, а охраны не оказалось по их вине. Это был такой блеф! Они начали обвинять меня в том, что я шпион. Просто пересмотрели американских фильмов, и буквально копировали даже методы допроса, по типу: «злой полицейский – добрый полицейский». Это реально было смешно. В конце – просто предложили денег за признание. После этого они еще неделю за мной следили, пока я передвигался по стране, причем делали это нарочито театрально. В один из дней я поймал такого недо-шпиона и устроил публичный скандал по телефону, оставленному работниками местного КГБ. Сказал им: «Либо следите за мной так, чтобы я не видел, или депортируйте меня за свой счет!». После этого они как-то отстали, и еще раз предложили взятку, чтобы я не поднимал шум. В общем, хитрые они ребята.
А если брать твои какие-то конкретные экстравагантные поступки в процессе самого путешествия?
Я всегда говорил себе, что жить нужно здесь и сейчас. Случалось, и змей ел, и китов, и лам. Но не особо люблю эти истории с насекомыми в Азии. Это ведь больше попсовая развлекуха для приезжих, чем национальные блюда. Во Вьетнаме я видел, как едят невылупившихся цыплят и для них это обыденная ситуация.
Без каких 5-ти вещей ты бы ни в коем случае не советовал путешествовать?
Прочный рюкзак до 35 литров, максимально длинные мультивизы, кредитная карточка, один электронный девайс и солнцезащитные очки на веревочке. Без веревочки, гарантирую, потеряются! Не обязательно иметь большие бюджеты, поскольку и вещами, и транспортом и проживанием можно обзавестись в процессе, и зачастую абсолютно бесплатно. Финансы – не главное. Иногда я сам создаю ситуации, лишая себя денег, чтобы погрузиться в некий «вызов». Это очень интересно в плане креативности организации, вынуждает тебя окунуться в культуру и общение с аборигенами.
Какие города или страны тебя больше всего впечатлили и разочаровали, и в чем их главные особенности?
Я люблю столицы технократических метрополий. В общем, у меня всё делится по категориям: города для тусовок, города для жизни, места, в которых хочется абстрагироваться от цивилизации. На первом месте у меня португальский Порто, в честь которого названа и страна и напиток. На втором месте – Нью-Йорк, а на третьем – Берлин. Из тех городов, которые меня разочаровали, но я продолжаю в них ездить: Милан, Барселона, Рим и Лос-Анджелес. Я не утверждаю, что это ужасные города. В них красивая архитектура, достопримечательности. Я был в Барселоне 14 раз: по частям она интересна, но в целом мне не подходит по духу. Лос-Анджелес очень разочаровывает своей громоздкостью и некомфортностью условий для жизни в условном центре. Всем известный район Голливуд – один из самых нищих и непрестижных районов города, не считая туристического бульвара. Переизбыток туристов, кстати, классическая проблема для переоцененных раскрученных городов. У меня есть «принцип Амстердама»: когда плывешь по каналу, всё вокруг красиво, но слишком много туристов, затем, ты просто уходишь на параллельный канал и там всё также красиво, но тихо, аутентично и город принадлежит только тебе. Возьмем в сравнение с ним наш Киев: в нем удивительное сочетание индустриальности, вылизанных скверов и парков, старинных зданий на фоне безвкусных новостроек, людных центральных улиц и секретных таинственных улочек. Все мы знаем о его проблемах: начиная дорогами, заканчивая аналоговыми системами оплаты. Днепр – прекрасная акватория, которая никак почти не используется. В сравнении с тем же Амстердамом, где идет существенный гидротрафик, у нас всё запущено. Но когда я смотрю на него глазами иностранца, я понимаю, какой же он фантастический.
Помимо активных странствований по миру, ты известен для многих как инициатор и организатор многих проектов, среди которых «ANGAR», «GreenGo Bike» и «ЮБК». С какими основными трудностями сталкиваешься, когда берешься за новый проект?
Идея. Я просто систематизирую то, что у меня сложилось в голове. Главное не сидеть на месте. Кроме того, нужно раздобыть какой-то стартовый капитал. Нужно помнить, что недостаток личных финансов – это не та причина, по которой нужно останавливать реализацию проекта, как поступают многие. Если твоя идея хороша и проработана, нужно искать пути получения спонсорской или донорской инвестиции. У меня на начальном этапе тоже не было средств, и я действовал по такой же схеме. Второй, не менее важный, элемент – коллектив. Это самый ценный ресурс. Старайтесь набраться практического опыта, подключаясь к чьей-то команде. На будущее это вам послужит главной опорой в организации собственных проектов. К нам приходят люди работать за минимальные гонорары ради опыта, и это быстро приносит свои плоды. Важно иметь понимание трендовости и предварительной оценки того, что ты собираешься воплотить. Возвращаясь к путешествиям, стоит сказать, что они помогают расширить идейную базу для этого.
Насколько оправдано делать бизнес с друзьями с точки зрения конечной продуктивности?
Скажу из личного опыта: друзьям лучше оставаться друзьями. Если это бизнес – друзья могут выступать разве что инвесторами. В противовес: семейный бизнес более реален, чем «дружественный», поскольку всё идет в общий бюджет.
Какой самый запоминающийся концерт на твоей памяти тебе удалось организовать: как с точки зрения эффекта, так и самого процесса подготовки?
Эпоха «Малой Оперы» для меня самое счастливое время. Каждый ивент там был уникален. Фестиваль «Chillwave» был фантастической фантасмагорией. Его даже на шестой час пыталась закрыть милиция, вырвав провода. Публика тогда подумала, что это наш организаторский ход. Привоз Télépopmusik был самым успешным аншлагом «Малой Оперы» за всю историю. Darkside в Sentrum стал самым культовым в истории «старого Сентрума», тогда клуб перешел грани своей вместительности в разы.
Согласен ли ты с мнением, что: "если хочешь возненавидеть артиста – организуй ему концерт"?
Скорее: если ты хочешь до конца жизни возненавидеть тусовки – начни заниматься мероприятиями. Это болезнь, которая тебя не отпустит. Мы со всеми артистами дружим, пытаемся выстроить приятельские отношения. И это у нас получается. Не знаю в чем секрет успеха: может в качественном выполнении райдеров. С менеджментом артистов бывает, что иногда спорим, но явление весьма распространенное.
Что сподвигло тебя на создание фестиваля «Hedonism», притом, что на «ЮБК» и так регулярно проходят успешные вечеринки?
«Hedonism» – это логическая эволюция «ЮБК», причем долгоиграющая. Этим годом он точно не ограничится. Мы решили создать фестиваль не только для продвижения культуры внутри Украины, а и за её приделами, что несет в себе и очень сильный патриотический момент. К слову, первые билеты были куплены гражданами Польши. Это показывает наш ориентир на промоушен за пределами страны. Иногда у меня спрашивают, как мы проводим фестиваль «Hedonism», когда в стране идет война. Я всем отвечаю, что это и есть метод противостояния этой войне, это наш культурный фронт. Мы видим в этом формате эстетическое удовольствие, ключевыми элементами которого выступают культурное и, в частности, музыкальное образование публики.
Каких главных правил ты придерживаешься, идя по жизни?
Есть принцип честности: когда у тебя нет скрытых мотивов ни перед кем. Принцип страсти: заниматься тем, что только приносит деньги или только репутацию – не интересно. Я знаю примеры людей, которые ушли из большого бизнеса, чтобы заниматься милым душе делом. Принцип постоянного движения и развития: как Rolling Stone – катящийся камень никогда не обрастает мхом. Нужно всегда двигаться вперед.
Кто лично для тебя герой или, если можно так сказать, кумир, который влияет на тебя и вдохновляет?
Есть яркий пример истории одной жизни, который не очень известный в мире: Лев Термен – изобретатель терменвокса. Его жизнь повлияла на множество как музыкальных, так и социальных процессов. Это уникальная, неординарная личность с собственным кодексом жизни. Я не буду вдаваться в детали его биографии, но вот его история стала для меня во многом примером того, как нужно двигаться по жизни.
Годом ранее ты написал полезный материал, основанный на личном опыте, о европейских фестивалях. Сопоставляя их с украинскими open air: на каком уровне у нас находится фестивальная индустрия по качеству лайн-апов, системы проведения и спроса?
Объективно говоря – всё еще плохо. Я ни в коем случае не выделяю и наш «Hedonism». В этом году мы тестируем его на фидбек. Даже самому крутому украинскому фестивалю еще ой как далеко даже до небольшого фестиваля в странах Европы. Экономика и военное время сильно влияет на культурную сферу. Понятное дело, что если бы всего этого не было, до 2016-го у нас уже развилась бы очень солидная фестивальная индустрия. Но этот концертный провал в 2014-2015 годах дал хороший толчок для развития украинских артистов, которые получили шанс выйти на передний план. Есть глобальная проблема, в том числе и фестивалей, когда они не понимают ценности наших артистов, пока те не засветятся заграницей. Также, не помешало бы подсуетиться еще хотя бы минимально в плане фестивальной инфраструктуры.
На что нацелено твое внимание в ближайших и долгосрочных планах?
Рассчитываю провести знатный сезон на «ЮБК», создать качественный фестиваль, показать гостям, партнерам, артистам, спонсорам наш уровень в преддверии следующих сезонов. У меня нет цели заработать на фестивале «Hedonism», в этом году уж точно. Мы просто пытаемся сделать качественное событие, показать и властям и людям, насколько им всем это нужно. Каждая заработанная копейка свыше «выхода в ноль» будет так или иначе вложена в следующий фестиваль. Будет также идея с зимней локацией, которую мы анонсируем ближе к сезону. В дальних планах надеюсь на выход за пределы Украины. В идеале – создать франшизу «Hedonism»-а.
Записал: Алексей Князский.