По каким-то причинам, шоукейс-фестивали мало известны в Украине, хотя именно они в последние 10 лет играют самую большую роль в развитии музыкальной индустрии и обмене опытом музыкальных профессионалов.

Самым известным фестивалем является SXSW (South by Southwest), ежегодно проходящий в Техасе. Он возник в конце 80-х, и на данный момент является одной из крупнейших площадок в мире, где встречаются молодые таланты из мира музыки и кино. На европейском пространстве самым значимым шоукейсом уже 10 лет является Reeperbahn Festival and Conference, на котором автору и посчастливилось побывать в конце сентября.

Конференция и фестиваль Reeperbahn в Гамбурге является отправной точкой для многих европейский музыкальных талантов и каждый год принимает больше 40 000 слушателей со всего мира и больше 4 тысяч музыкальных профессионалов — европейских промоутеров, букеров и программных директоров ключевых фестивалей, концертных площадок и клубов, A&R-агентов рекорд-лейблов, представителей букинг-компаний и музыкальных журналистов, находящихся в поиске будущих звезд. Кроме того, это место нетворкинга и обмена опытом, в котором все профессионалы музыкального мира совместно находят решения для проблем индустрии, партнеров будущих проектов и новые таланты для экспорта/импорта на общеевропейскую арену.

Как музыкантам попасть на европейский фестиваль?

Во-первых, иногда достаточно просто подать заявку. Обычно нужно отслеживать аппликационный период всех интересующих шоукейсов напрямую на их сайтах.
Во-вторых, можно сотрудничать с букинг-сервисами, как-то Gigmit или Musicmama. Они за небольшую абонентскую плату предоставляют целый перечень сервисов: промо, международный и фестивальный букинг, иногда даже сделки 360. Когда артист вырастает из того уровня, который предлагает сервис, то, как правило, он уже отправляется в свободное плаванье со своим багажом контактов. Но для начинающих музыкантов такое сотрудничество можем быть хорошим стартом.

В-третьих, можно попытаться стать частью международной поездки экспортного офиса или программы МИДа определенной страны. Как правило, есть разные программы, по которым страна продумывает «культурный экспорт» на Европейские рынки. Отборочная система может отличаться от страны к стране, но за эту возможность стоит побороться. Благодаря ей музыкант получит не только оплату своей поездки, но и «мощный тыл», который будет всячески работать для привлечения внимания к артистам своей шоукейс-панели.

Что оплачивают музыкантам при поездке?

В лучшем случае, проживание и питание в день выступления. Но, также и беклайн в клубе, где утверждено ваше выступление. Стоить учитывать, что в европейских клубах зачастую нет никакого звукового оборудования и все должно предоставляться организаторами. А в Западной Европе или Скандинавии только эта статья издержек может стоить 200-300 евро. Так что даже такая помощь зачастую бывает очень уместной.

Какае практическая польза от шоукейсов?

Как правило, если после такого выступления вы получаете хотя бы одно приглашение на следующее мероприятие, то, значит, вы приехали не зря. Бывают фантастические примеры, когда одна балканская группа после выступления на Reeperbahn Festival получила сразу 47 (!) приглашений на фестивали, но это больше исключение, чем правило. Обычно это стратегическая работа «на будущее»: здесь работает правило не «сразу в дамках», а эффект «снежного кома».

Глава Reeperbahn, Дитлеф Шварте, говорит:

Выступление на шоукейсе – это не конечная точка, это – ничто иное, как часть паззла. Многие исполнители стремятся выступить на нашем фестивале, думая, что сам факт выступления уже принесет какие-то плоды. Также и их менеджеры – отвоевали какое-то время для концерта своей группы и расслабляются в ожидании чудес. Это в корне неправильно. Некоторые группы выступают на каждом шоукейсе и не получают ничего. Другие выстреливают после первого же раза. Нет никакого смысла прикладывать усилия к тому, чтобы просто отыграть на шоукейсе и отправиться восвояси – то же самое вы можете сделать в баре около своего дома. В течение фестиваля вы должны рассказать о себе максимальному количеству правильных людей. Нельзя просто выйти на контакт с кем-то и по окончании рассказа о вас сказать «Ну, я пришлю вам ссылку». При вас должны быть печатные материалы, диски с хорошим оформлением, плакаты, анонсирующие ваше шоу, время и сцену. Также необходимо заранее понимать, какая сцена для вас лучше всего подходит. Ваш менеджер должен хорошо изучить расписание всех встреч и знать, в какое время и где он может поговорить с лейблом, который теоретически может быть полезен для группы.

Какие шоукейс-фестивали могут быть самыми эффективными для украинских артистов?

Eurosonic Noorderslag, Reeperbahn Festival, WAVES VIENNA, What’s Next In Music, MENT, Tallinn Music Week, BUSH и другие.

Удачи!

Автор: Алена Виолаторка
Заглавное фото: предоставлено пресс-службой Reeperbahn, остальные - фото автора

Записано по итогам посещения Reepebahn Festival and Conference 20-23 сентября 2017 года при поддержке Foundation EVZ (программа Meet Up! German-Ukrainian Youth Encounters).