Ни для кого, вероятно, не секрет, что в Киеве будет проходить ежегодный фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST. Событие это, длящееся с 17-го по 27-ое сентября, включает в себя множество видов творчества, среди которых нельзя обойти вниманием программу, посвящённую современной академической музыке.

Традиция академической музыки насчитывает уже не одно столетие, однако «современными» совершенно условно принято считать произведения, написанные после Второй мировой войны. Часто эта музыка, в зависимости от течения, может отличаться как излишне витиеватой, так и слишком упрощённой структурой, однако в обоих случаях за самой фактурой композиций всегда стоит что-то ещё — некий концепт, оправдывающий форму. Так, например, сакральный минимализм Арво Пярта апеллирует по большей части к тишине как носительнице божественного, чем к звуку.

Корни этого явления следует искать в почве начала прошлого века, когда навеянное модернизмом «отцеубийство» (то есть отход от традиций духовных отцов) коснулось и музыки. Конечно, резкие перемены всегда остро воспринимались массами. К примеру, известно, что в начале 1910-ых годов среди слушателей Шёнберга появилась издевательская традиция позвякивать ключами во время концертов.

Итого, мы имеем нестыковку прошлого и теперешнего, противопоставление традиций с их пренебрежением. И, чтобы несколько изгладить положение, рекомендуется ознакомиться со списком, посвящённым современной академической музыке на фестивале.

Программа «AMOR» даст возможность слушателю прочувствовать коллизию времени: рядом с лёгкостью эпохи барокко окажется тяжесть, мятежность двадцатого века. Таким образом, имена Монтеверди, Каччини, Марини, Ланди встанут в один ряд с именами Шнитке и Заппы.
Исполнители, Luna Ensemble — молодой коллектив, который играет и старинную, и современную музыку, в отличие от большинства других музыкантов, имеющих специализацию. Они — не музейщики, а потому даже композиции четырёхвековой давности ставят на современный манер. Основатель — Максим Коломиец — композитор, сейчас учится и живёт в Кёльне. Как раз его произведения прозвучат в исполнении Яна Пейса, всемирно известного британского пианиста.
Выступление будет сопровождаемо современным танцем TOTEM.
20.09, 14:00, павильон №3.

.

Квартетный концерт «1975». Все произведения, сыгранные здесь, тем или иным образом связаны числом «1975». Смерть Дмитрия Шостаковича в 1975-ом году побудила множество авторов написать сочинения, посвящённые его памяти. Одно из таких — струнный квартет украинского композитора Олега Кивы, написанный в год смерти. Слушатели получат возможность проанализировать преемственность традиции создания произведений этого жанра — завершится концерт струнным квартетом № 1 Золтана Алмаши, родившегося в 1975-ом году.

Это — третий проект украинского струнного квартета Гольфстрим, созданного в 2014-ом году. Коллектив делает акцент на современной академической музыке, и это отличает их от множества других музыкантов Украины. Участники квартета не ограничиваются одним только исполнением. Они ищут явную и скрытую связь между произведениями. Ставя сложные вопросы, они полагают, что концерт — это не только удовольствие от хорошей музыки, но и интеллектуальная работа слушателя.
20.09, 20:00, павильон №3.

Затем будет сыграна сюита Густава Холста «Планеты». Новой концепцией исполнения станет путешествие Вояджера, запущенного в 1977-ом и покинувшего Солнечную систему в 2007-ом годах. Между составляющими цикла прозвучат его оригинальные записи, а видеоряд напомнит о важных событиях, произошедших на Земле за время его путешествия.
Исполнители: Kiev Piano Duo & Heinali.

Piano Duo - 1

Kiev Piano Duo — один из самых сильных фортепианных дуэтов в Украине, а потому пользующийся живым спросом в мире: они постоянно гастролируют. В том числе исполняя премьеры для композиторов, пишущих для четырёх рук либо для двух инструментов. Участники дуэта являются не только профессиональными исполнителями, но и в целом содействуют развитию музыкальной культуры. Благодаря им Киев посетило с выступлениями и множество других музыкантов.

Heinali — псевдоним Олега Шпудейко, украинского композитора из Киева, работающего над музыкой для кинофильмов, постановок, перформансов. Олег — самоучка, начавший свои музыкальные эксперименты ещё в 2003 году. Большинство его композиций относится к электроакустическому направлению. Сотрудничает со многими творческими личностями по всему миру.
21.09, 19:00, павильон №3.

Hienali - 1

Произведение для сольного контрабаса — вещь столько же экзотическая, сколько и программа с интригующим названием «Шпергер даже себе представить не мог! …» Географическая (как и стилистическая!) палитры чрезвычайно широки: здесь представлены латвийский композитор Петерис Васкс, итальянский Лучано Берио, уроженец Греции, работавший затем во Франции — Янис Ксенакис, а также сразу два украинца: Алексей Войтенко и Богдана Фроляк. А также, собственно, сам австрийский композитор эпохи классицизма И. М. Шпергер, чья соната D-dur, T36 прозвучит здесь.
Исполнят же: Назарий Стець — несмотря на молодой возраст, единственный в Киеве и, может быть, Украине контрабасист, который ведёт сольную деятельность подобного масштаба. Его концерт — событие, безусловно, эксклюзивное, потому как до сих пор в Украине произведения Ксенакиса и Берио для контрабаса соло ещё не представлялись. Также, исключительно по его инициативе в программе будет звучать Васкс.

Аккомпанировать ему будет Лилита Глыбочану — пианистка нового поколения, специализирующаяся на исполнении музыки эпохи классицизма и романтизма. Но постепенно расширяет свой репертуар за счёт произведений более позднего времени.
22.09, 19:00, павильон №3.

«Из жизни вечных двигателей» — концерт-лекция Игоря Приходько, который не только играет, но и говорит, и пишет. Он из Харькова, где с современной академической музыкой дело обстоит, к сожалению, хуже, чем у нас на фестивале. Поэтому композитор представит своё сочинение — «Dolcissimi» — здесь. Пианист, он переводит музыкальные трактаты с иностранных языков на русский, защитил кандидатскую диссертацию о полифонии XVI века. Сейчас изучает фуги Баха и аномальные явления в современной музыке. Почувствовав интерес к уличной музыке, стал одним из кураторов проекта «Уличные фортепиано в Харькове».

Один из представленных в программе композиторов — Эрик Сати — считается изобретателем того, что известно под названием «меблировочной музыки», предназначенной якобы для ненавязчивого дополнения антуража где-нибудь в магазине или на выставке. Кроме его «Гносьенов», вы услышите несколько произведений Ф. Гласса — «Opening», «Metamorphosis» и другие.
25.09, 19:00, павильон №3.

.

К концу статьи мы добрались до описания события, которого наверняка стоит ожидать. «Услышать страны Балтии», которые занимают особое место на поприще современной академической музыки. Здесь — редкая возможность услышать вокальные произведения двух латвийский и двух литовских композиторов, а точнее: «живого классика» Петериса Васкса, Шарунаса Накаса, Ритиса Мажулиса и Мариуса Баранаускаса.

Исполняет: вокальный ансамбль современной музыки — Alter Ratio. Найти подобный в Киеве, их родном городе — непросто. Замечательная альтернатива заграничным коллективам, они прекрасно подходят для исполнения произведений стран Балтики. Все участники имеют много наград, выступали на многих фестивалях. «Кому петь, если не им», — говорит Юлия Ваш, куратор программы современной академической музыки на Гогольфесте, и такая рекомендация многого стоит.
27.09, 17:00, павильон №3.

Здесь — всё. А в распоряжении у любопытного слушателя может оказаться и множество иных программ, подробнее о которых можно узнать на сайте мероприятия.

Автор: Максим Максимчук
Фото: со страниц артистов