У каждого музыканта и его менеджера рано или поздно возникают вопросы: как выйти на мировой рынок? Как использовать возможности музыкальных конференций и фестивалей? Какой уровень популярности должен иметь артист, чтобы фестиваль был заинтересован в его участии? Как успешно выступить и подписать контракт?

19 июня в Киеве состоялась музыкальная конференция Music Day in UA, организованная фестивалем ГОГОЛЬFEST и международной музыкальной конференцией Colisium в Украине при
поддержке Посольства Швейцарии в Украине.

Главными темами для обсуждения были музыкальные шоукейсы – что это, как использовать их для достижения своих целей и популяризации своей музыки, как выбрать оптимальный для себя вариант, а также проблемы фестивального менеджмента и как быть приглашенным на выступление. Среди спикеров присутствовали Ирина Горбань (менеджмент группы ДахаБраха, программный директор фестиваля ГОГОЛЬFEST многих лет), Ирина Семенюк (со-основатель музыкального лейбла SnowPuma, менеджер группы Tape Flakes, организатор независимых фестивалей), Андрей Зоин (основатель Respublica FEST), Кирилл Млинарич (исполнительный директор фестиваля Koktebel Jazz Festival), Александра Ерченко (арт-директор Koktebel Jazz Festival), Владислав Мицовский (в разное время - директор, продюсер, менеджер групп: Океан Эльзы, Flёur (по настоящее время), Аквариум (по настоящее время), Esthetic Education и др., соучредитель независимого музыкального лейбла CardioWave), Татьяна Мерзлая (СЕО Арт-пикника Славы Фроловой), специальный гость - Stefan Schurter (исполнительный директор лейбла Deepdive Music, букинг-менеджер Kulturfabrik KUFA, участник многих международных конференций и шоукейсов) и другие.

Music Day in UA 1

По количеству поднятых рук в зале мы поняли, что очень немногие артисты и их менеджеры вообще знают что такое «шоукейс» и каким образом он может помочь вашей карьере. Специально для тех, кто не смог услышать все из первых уст, Rok.Kiev.Ua подготовил краткие выдержки из панельных дискуссий. Хотим еще раз обратить внимание, что информация ниже – важный инструмент для вашего продвижения, что еще более важным элементом в международном промо являются личные контакты с организаторами и букинг-менеджерами. Владейте информацией, но и ходите знакомиться, когда есть такая возможность.

Шоукейсы. Что это?

Фактически речь идет о серии концертов артистов и исполнителей, где они должны зарекомендовать себя наилучшим образом, поскольку в зале находятся представители музыкальной индустрии – продюсеры, промоутеры, организаторы фестивалей, и если им понравится то, что они услышат – есть шанс начать сотрудничество.

Музыканты не должны готовиться к шоукейсу каким-то особенным образом, они просто должны сыграть хорошо в тех условиях, которые у них есть. Главная загвоздка во времени – его мало, обычно всего около 40 минут, и важно успеть раскрыться, показать весь свой творческий спектр. Для музыкантов главное быть в форме и делать то, что они умеют, все остальное – дело менеджеров, агентов и людей, которые им помогают.

К примеру, на шоукейсе Eurosonic выступает порядка 300 участников. Соответственно, конкуренция просто заоблачна. Там нужно суметь показать все, на что вы способны, чтобы выделиться. Менеджмент коллектива должен создать такую атмосферу и шумиху вокруг артиста еще задолго ДО его выступления, чтобы люди о ней говорили, советовали ее своим знакомым. Важно, чтобы правильные люди пришли слушать именно вашу группу, потому что в таком разнообразии всего происходящего вокруг очень легко потерять свой шанс. Вероятность того, что «вас просто случайно услышат» - мизерно мала, должна быть проведена громадная работа с нужными вам людьми еще при подготовке к шоукейсу.

Об отличиях европейских и американских шоукейсов.

Stefan Schurter: я был на MuseExpo (прим. – американский шоукейс, ежегодно проходит в Голливуде) уже с пятью группами, он отличается от Eurosonic или других европейских шоукейсов. На MuseExpo вы едите, в первую очередь, как издатель, промоутер, представитель лейбла, нежели просто как артист. Там собираются люди со всего мира, в том числе представители крупных игроков музыкального рынка. В рамках шоукейса играют не 300, а всего лишь 20-30 групп и все это происходит в студии. Соответственно, вы понимаете, что вероятность «быть увиденным» нужными людьми кардинально возрастает.

На MuseExpo мы попали сразу, так как напрямую связались с организаторами, хотя обычно так не делается. Как правило, вы должны подать заявку и уже с числа всех выбираются достойные группы для выступления. Кроме того, вы должны быть готовыми сами оплатить перелет в Лос-Анджелес и заплатить 5 тыс.долларов за участие 1 группы. Вы платите за то, чтобы получить возможность познакомиться с нужными вам людьми. А организаторы уже сами обеспечивают наличие этих самых важных персон с мира музыки. Ваша задача – познакомиться, очаровать и наладить сотрудничество.

Ирина Горбань еще отметила, что в Америке проводятся еще и шоукейсы, на которых присутствуют исключительно агенты (публики нет вообще), играть перед которыми очень сложно – ты выкладываешься на полную, но не получаешь никакого эмоционального фидбека, ведь в головах у них в это время: «О, здесь 4 человека – их будет легко привести. Интересно, какой у них гонорар?» - и прочие прагматичные вещи. Если музыкант в таких условиях сможет достучаться до них – вот это уже высший пилотаж и большие перспективы.

.

Чтобы выделиться и запомнится на шоукейсе все методы хороши.

К примеру, Stefan Schurter однажды со своими артистами привез на шоукейс вместо дисков шоколадки со ссылкой на записи своего лейбла. Это позволяет, кроме всего прочего, привлечь внимание бренд-менеджеров крупных компаний вроде Pepsi, ведь зачастую именно они успешно продвигают артистов, а не студии и рекординговые компании. Кроме того, визитки берут очень неохотно. А вот швейцарский шоколад – очень даже. К концу 5-го дня Стефана уже все знали как «того парня с шоколадом». Имидж и какая-то яркая отличительная черта в той тусовке – важный козырь.

Вот группа, с которой он был в этом году на шоукейсе в Лос-Анджелесе - Death by Chocolate (они выступали во Львове, кстати). У вас такой же уровень мастерства? Значит, вам самое время выбирать подходящий вам шоукейс.

.

На американских шоукейсах списки участников не являются открытыми, в отличии от европейских. Соответственно, вы не можете знать, кто из журналистов, промоутеров, букинг-менеджеров и лейблов там будет. Хотя могли бы в он-лайне с ними познакомиться и назначить встречу уже на самом шоукейсе. К тому же, за участие придется заплатить. Что весьма логично, ведь все проводится в интересах артистов. Есть шоукейсы, на которых покрывают расходы в таком объеме, что даже остаются средства для гонорара артистам, к примеру Rencontres Trans Musicales во Франции или Medimex в Испании. Чем крупнее шоукейс, тем меньше шансов, что вам что-то будут покрывать.

Нужны ли промо-материалы?

Ирина Горбань, менеджер ДахаБраха и Dakh Daughters, признается, что отсутствие промо-материалов всегда было главным недостатком ее коллективов. Но, тем не менее, благодаря живым выступлениям и постоянно растущему мастерству, им все равно удалось обратить на себя внимание. Важно общаться с как можно большим количеством нужных людей, звать их на выступления, вести переговоры о сотрудничестве.

Обычно после презентаций и концертов сумки собравшихся журналистов и промоутеров просто захламлены кучей дисков, которые тут же выбрасываются, а мерчендайз ничего о вас не говорит- это просто хорошая футболка, которую удобно носить. Поэтому старайтесь выделиться, как это сделал Стефан с шоколадом. Или поразить выступлением настолько, чтобы не понадобился и промо-материал.

Зачем ехать на шоукейс?

Должно быть четкое понимание того, куда вы едите. Это не удача и не эксперимент, а часть плана по продвижению вашей музыки. Шоукейс - это не одноразовое приключение, а систематичное. Если вас не заметили на ваших первых шоукейсах, это абсолютно не означает, что вам нужно перестать на них ездить – развивайтесь, реализовывайте новые интересные идеи, и вы получите не только бесценный опыт, но и полезные знакомства и предложения о сотрудничестве.

Шоукейс – это не только опыт в выступлениях, но и в поведении – с кем говорить, что слушать, как лучше себя представлять. Но самое главное – заниматься творчеством, нарабатывать харизму, получать всевозможный опыт, ведь если группа действительно талантлива и в ней что-то есть – она не может пройти незамеченной. Если же этого раз за разом не происходит – определенно надо что-то менять.

Music Day in UA 2

Шоукейсы – это инвестиция. Вы вкладываете в них свои деньги и должны себе примерно представлять, что вы получите в итоге. У вас должен быть основной план и конкретные задачи: найти себе агентов, фестивали, или же закрепить какие-то контакты. Для иллюстрации данного тезиса Ирина Горбань приводит такой пример: Dakh Daughters в этом году впервые приняли участие в Eurosonic. В коллективе 7 человек и логистика, выбор площадки, оперативный чек превращаются в целый квест.

Стояла задача показать присутствующим организаторам на шоукейсе, которые сомневались, брать ли коллектив на фестиваль, что команда может все это сделать быстро и хорошо. В итоге в этом году группа выступила на Opener, одном из самых больших польских фестивалей и уже есть намного бОльшие планы.

Кстати, обратите внимание, какое промо видео можно и нужно показывать любому промоутеру в мире. Оцените уровень. Захотелось ли вам после просмотра пригласить такого артиста на ваш фестиваль? 🙂

.

На шоукейс лучше ехать, когда группа достигает определенного уровня – то есть может отлично сыграть в любых условиях и при любых обстоятельствах. Играть в лотерею – не совсем рационально. Практика показывает, что действительно выделиться очень сложно – к примеру, на Eurosonic в прошлом году в процессе обсуждений было выделено всего около десятка групп из всех выступающих. Остальные – просто не запомнились или не впечатлили.

Как отбираются группы на шоукейсы?

Обычно есть специальные группы людей, которые прослушивают сотни записей, и шанс, что после краткого стрима вашей песни кого-то озарит вдохновение и он очаруется, - очень невелик. Поэтому, кроме того, что ваша музыка должна быть хорошей, должна присутствовать удача. Также считается моветоном брать на шоукейс от одного агента больше, чем две или три группы. Агент должен просчитывать, какую из групп в какой год и на какой шоукейс лучше подавать, чтобы получить максимальный фидбек и не конкурировать между собой же.

На шоукейсах уже редко открывают группы, ведь туда приезжают коллективы уже с определенной базой, с агентами и менеджерами. Участие в шоукейсе дает возможность артистам, о которых организаторы уже что-то слышали, доказать вживую то, что они действительно хороши.

Не стоит забывать, что шоукейсы между собой тоже соревнуются, им важно продать билеты – это один из самых важных моментов при отборе коллективов.

Относительно языкового вопроса: пишите на том, который больше нравится, и который вы чувствуете. Да, английский лучше всего продается. Но, к примеру, ДахаБраха, за исключением двух песен, поет на украинском, и это не мешает коллективу быть успешным.

.

Однако будьте готовы к тому, что в Англии и Америке ваш родной язык не будут воспринимать так лояльно, как в других странах. Есть публика, которая очень щепетильно относится к тому, о чем же песня, для нее важно все понимать. Dakh Daughters, к примеру, для французской публики специально делают видеоряд с субтитрами, о чем всегда их просили зрители и за что они очень благодарны группе.

Если шоукейсы среди украинских артистов остаются малораспространенным и не широко известным опытом, то с фестивалями все обстоит иначе. Для чего же стоит туда ехать? В первую очередь, явно не выступать, а посмотреть, как все работает, увидеть других артистов, обзавестись связями. Важно ехать на тот фестиваль, где интересно и полезно будет именно вам, а не гнаться за громким именем.

Особенности отбора на украинские фестивали.

Андрей Зоин (Respublica FEST) рассказывает, что при отборе приблизительно 50% групп ему помогают люди, которым он доверяет, а другую половину он отбирает сам. Важно привлечь публику в маленький город, поэтому не обойтись без громких хедлайнеров. Кроме того, зовут группы, на живых выступлениях которых побывали и они очень впечатлили (в этом году на Respublica FEST таким образом поедет группа Sinoptik). Также есть традиция приглашать 3-4 группы из разных регионов Украины. При отборе коллективов руководствуются как собственными вкусами, так и ориентируются на музыкальные СМИ.

Татьяна Мерзлая (Арт-Пикник Славы Фроловой) рассказала, что у них есть команда, которая занимается отбором. Существует свободная заявка на сайте – так около 80% выступающих и попадают на фестиваль. При отборе ориентируются на собственный вкус и настроения аудитории.

Александра Ерченко (программный директор Koktebel Jazz Festival) призналась, что если вы хотите попасть на данный фестиваль - не стоит подавать заявки на все украинские фестивали, которые проходят в Украине в течении трех месяцев. Или же представляйте разные программы. Организаторы хотят дарить своей публике что-то новое и внимательно относятся к оригинальности артистов. Из, допустим, 200 заявок процентов 70% - достойны того, чтобы выступить на фестивале, но мест в лайн-апе всего 15.

.

Кирилл Млинарич ( исполнительный директор Koktebel Jazz Festival) признался, что сам ездит на международные шоукейсы уже как организатор. Он там высматривает артистов, которых потом будет приглашать на выстепления в Украину. Но за музыкантов, которых у нас в стране никто не знает, какими бы они прекрасными не были, он платить пока не готов. Украинский зритель предпочитает ходить на уже знакомые ему имена и плохо реагирует на совсем неизвестных артистов, к тому же, сказывается на всей ситуации и низкая покупательная способность публики.

Где организаторы узнают о новой музыке?

Кроме советов лидеров мнений, группы на фестивали ищут везде, большую роль в этом играют соц.сети. Обычно, прежде чем приглашать группу выступление, ее хотят послушать вживую и убедиться в том, что она понравится публике.

Ира Семенюк рассказала, что сама специально ходит на многие выступления молодых украинских артистов, чтобы потом четко понимать, кого можно и нужно приглашать на свои фестивали.

В течение всего обсуждения спикеры неоднократно подчеркивали: ничего нельзя сделать с артистом, если он не является колоссальным лидером и самодостаточной творческой единицей. Как и на шоукейсы, так и на фестивали, коллективы должны попадать очень квалифицированными, они должны чувствовать и понимать свою аудиторию. Существует множество возможностей, чтобы заявить о себе. Главное - четко понимать, чего и как вы хотите достичь. Ну и упорно для этого работать.

Записала: Аня Отношенко
Фото: Bakura Damanita