Откровенно говоря, в Украине традиция справедливой оплаты за интеллектуальный труд только развивается. Мы живем в стране тотального пиратства, где все можно скачать бесплатно. Развивать самосознательность потребителей нужно образовательной работой, а до тех пор остается только защищать свои авторские права. Это касается музыкальной индустрии в первую очередь. Мы попросили специалистов в этой сфере помочь нам разобраться в самых основных моментах, на которые обязательно должны обратить внимание украинские артисты. Юлия Иськова (управляющий партнер Правового дома «КОПИРАЙТ») любезно согласилась предоставить свое экспертное мнение на интересующие нас вопросы, так что дальше – прямая речь.

Как музыкант может защитить свои авторские права?

Когда автор написал песню, как защитить на нее права? Зарегистрировать свое авторство, доказать, что именно вы написали это произведение?

Вы создали произведение – вы автор, творец. Национальное и международное законодательство не требует дополнительных процедур по регистрации ваших прав, так как подобные процедуры вам не нужны. Указание на экземпляре произведения вашего имени и года публикации будет вполне достаточно. И если возникнет спор со стороны другого автора, то на него возлагаются обязанности доказывать, что автор именно он!

Как дополнительная защита и фиксация даты создания вашей песни будет не только нотариальное заверение копии произведения, но и регистрация авторского права в установленном порядке Государственной службой Интеллектуальной собственности Украины. Вам необходимо для этого: паспортные данные, дата создания произведения, само произведение на механическом носителе и текст песни в читаемом формате; заполнить анкету, оплатить государственную пошлину. Результатом этой регистрации спустя 3 (три) месяца станет получение авторского свидетельства, которое поможет вам в общении с иностранными заказчиками и подтвердит дату создания вашего творения.

Многие контракты с иностранными контрагентами прямо требуют от авторов наличия таких свидетельств об авторском праве, так как считают это одним из действенных и проверенных способов убедиться в том, что вы являетесь настоящим автором и прошли все этапы проверки.

rok kiev ua autor rights 1

Что такое плагиат и как его определить? Например, как поступить, если кто-то твердит, то вы украли часть мелодии или текста у другой композиции?

Очень часто можно услышать, что в адрес той или иной композиции звучат обвинения в плагиате. А так ли это на самом деле? Какие критерии этого страшного диагноза – плагиат?

Плагиат – это присвоение чужого произведения, причем, умышленно и осознанно. Национальное законодательство предусматривает за этот вид нарушения, как гражданскую, так и административную и криминальную ответственность.

Четких критериев плагиата нет, а все споры в отношении такого деяния могут решиться только в судебном порядке путем назначения экспертизы «похожих» песен.

Есть такое понятие, как включение части другого произведения в ваше, но при этом нужно получать лицензию и письменно оформлять такое сэмплирование. В противном случае вас тоже могут обвинить в плагиате, и это будет законно. Ведь авторское право охраняет произведение, как в целом, так и каждую его часть согласно нормам закона.

Нужны ли разрешения для исполнения кавер-версий песен? Например, если кто-то перепевает Metallica и на этом зарабатывает деньги с концерта?

Один из самых распространенных мифов в сфере авторского права это о том, что для создания кавер-версий музыкального произведения не требуется разрешения автора оригинального произведения.

Законодательство об авторском праве четко говорит о том, что создание так называемых производных произведений, то есть созданных на основе уже существующих произведений, — это одно из исключительных прав автора оригинального произведения. Формулировка «Исключительное право» означает, что только Автор имеет право осуществлять самостоятельно и/или разрешать/препятствовать/запрещать кому-либо осуществлять в отношении оригинального Произведения определенные действующим законодательством действия.

Следовательно, производные произведения (переводы, ремиксы, римейки, кавер-версии, адаптации, аранжировки и прочее), созданные без разрешения авторов оригинальных произведений, нарушают права таких авторов. В любом случае, для правомерного использования необходимо с Автором (правообладателем) подписать Договор о передаче прав интеллектуальной собственности на использование произведения путем переработки (в данном случае — создание кавер-версии).

Какие документы нужны для разрешения на использование вашей музыки в рекламе, например, в Украине и за границей?

Ответ на поставленный вопрос подразумевает так называемую «очистку прав» — заключения лицензионных договоров с Авторами (правообладателями) для легального использования музыкальных произведений в рекламе. Итак, рассмотрим случай, если авторов музыкального произведения несколько:

1) Композитор, автор музыки — Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительного имущественного авторского права на музыку в оригинале;
2) Поэт, автор стихов — Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительного имущественного авторского права на текст (слова);
3) Музыкант — Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительного имущественного смежного права на исполнение музыки;
4) Певец, Исполнитель — Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительного имущественного смежного права на исполнение текста (слов);
5) Изготовитель фонограммы (чаще всего студия звукозаписи) — Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительного имущественного смежного права на использование фонограммы.

В случае если Автор является одновременно автором как музыки, так и текста, а также музыкантом, исполнителем, производителем фонограммы то необходимо заключить: Лицензионный договор или Договор о передаче (отчуждении) исключительных имущественных авторских и смежных прав. То есть одним договором возможно передать права на использование как объектов авторского права, так и смежных прав. Такой же перечень документов актуален и в отношениях с иностранными производителями рекламных видеороликов, которые содержат в своем составе музыкальные произведения.

Как заведения могут помочь музыканту зарабатывать на своей музыке?

Если в каком-то заведении звучит фоновая музыка с радио, нужно ли платить роялти? Имеет ли значение, если она с личного диска? Кому, куда и сколько нужно выплачивать роялти?

Владельцам заведений (в том числе, кафе, барам, ресторанам, супермаркетам, парикмахерским, салонам красоты и даже магазинам одежды) нужно безоговорочно платить роялти за музыку, которая звучит у них в помещении. И дело вовсе не в том, каков формат заведения или какую именно музыку крутят (если даже личных диск, и даже лицензионный; или это радио; или онлайн музыка с интернета). Законами Украины предусмотрен такой вид выплаты, как роялти (авторское вознаграждение) за публичное исполнение и публичное сообщение музыкальных произведений. Другой вопрос: кому и сколько платить? Для этого в международной практике придумали систему организаций коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами авторов и исполнителей (далее по тексту – ОКУ) и наделили их полномочиями от имени авторов и исполнителей (носителей смежных прав) собирать такое вознаграждение (роялти), чтобы в процентном соотношении распределять его между владельцами прав. Во всем мире ОКУ по одному-два на всю страну, в нашей же стране их более 10 (десяти) и существует вероятность дезориентации в их полномочиях.

Наши советы:
1) используйте народную и классическую музыку, где с момента смерти авторов прошло 70 лет и творчество стало народным достоянием;
2) заключайте напрямую с владельцем прав лицензионный договор на его базу песен, но использовать можно только их;
3) подпишите договор с одной из ОКУ, что работают в Украине и будьте готовыми отстаивать свои права в суде.

Что касается порядка оплаты, то в нашей стране он называется индивидуально-договорной; исчисляется периодами – квартал, полугодие и год; зависит от различных факторов (наличие сети заведений, платного входа, среднего чека, количества посадочных мест, территориальной привязки к региону и т.д.).

Если компания музыкальных фанатов хочет устроить коммерческий просмотр концерта с лицензионного диска любимого исполнителя, то как и где искать правообладателя, какие документы нужны и сколько может стоить такое разрешение?

В случае такого просмотра, есть свои особенности, которые мы можем выделить:
- наличие лицензионного диска – это только для личного просмотра в кругу своих близких и на бесплатном основании. В стоимость такого диска включены роялти, но это оплата не действует на заявленный вид использования музыкального материала;
- для оформления лицензии на получение права на публичный показ и/или трансляцию через сеть интернет, нужно обратиться к держателю прав. Поиск займет время и нужны профессиональные навыки, которыми обладают специализированные компании, такие как наша – Правовой дом «КОПИРАЙТ»;
- чтобы получить необходимый объем прав составьте грамотный лицензионный договор, где обязательно уточните: территорию распространения прав, срок передачи прав, вид лицензии, перечень произведений, какие права переданы (исчерпывающий список таких прав);
- нужно учитывать виды использования и прописывать только те, которые действительно необходимы именно в вашем случае. И, конечно же, проверяйте объем прав у правообладателей, чтобы вы приобретали такие права только у настоящих их владельцев;
- порядок и размер оплаты зависит от количества произведений, стоимости платного просмотра, формата мероприятия и будет предметом обсуждения в индивидуальном порядке.

Когда просмотр концертов/фильмов в барах/пабах на больших экранах считается коммерческим просмотром? С платным входом все понятно - это уже коммерческий показ. А если вход в заведение бесплатный и просто группа друзей смотрит с личного CD запись концерта? Но при этом работает бар, например, на котором может зарабатывать заведение?

Поскольку считается, что использование объектов авторского и/или смежных прав (как музыкальных произведений, фильмов, так и фонограмм, видеограмм, передач организаций вещания) в заведениях ресторанного хозяйства способствует увеличению посетителей в таком заведении, а, следовательно, приводит к увеличению доходов, полученных рестораном, баром или кафе, то такое использование считается коммерческим.

Если в ресторан, кафе или бар вход свободный и одновременно в помещении такого заведения ресторанного хозяйства может находиться неограниченный круг лиц, то использование объектов авторского и/или смежных прав считается публичным.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством платить вознаграждение за публичное использование в заведениях ресторанного хозяйства объектов авторского и/или смежных прав необходимо, причем владельцу такого заведения.

Итак, согласно Приложению к Постановлению КМУ № 71 от 18 января 2003 года, относительно смежных прав размер вознаграждения установлен как для мест с платным, так и с бесплатным входом. Он составляет 1 % от доходов, полученных от того вида деятельности, в процессе которого осуществляется использование фонограмм, видеограмм, или 2,5 % от общей суммы расходов на указанный вид использования в случае отсутствия таких доходов.

Что касается авторских прав, то согласно Приложению к Постановлению КМУ № 72 от 18 января 2003 года, размер вознаграждения также установлен как для мест с платным, так и с бесплатным входом. Он составляет 5 % суммы валового сбора, полученного от продажи билетов, в местах с платным входом и в местах с бесплатных входом — 2,5 % от доходов, полученных от того вида деятельности, в процессе которого осуществляется использование произведений, или 2,5 % от общей суммы расходов на указанный вид использования.

Фото: Александр Попенко на Flickr