На этих выходных прошел довольно занимательный и полезный фестиваль Art Meetings, традиционно организованный AZH Promo. Он был интересен для тех, кто слушает неформатную музыку, а так же тех, кто хотел открыть новые возможности для музыкантов и культурных кураторов . В дневное время прошел образовательный блок Share the culture. Вот именно о ней мы и хотим вам рассказать.
В гостях были довольно-таки знаменитые организаторы европейских фестивалей, которые делились опытом кураторов и рассказывали, что именно должен сделать артист, чтобы иметь возможность у них выступить. Мы общались с Tomasz Sikora (журналистом польского радио Вроцлав), Adriana Prodeus (арт-куратором в Польше), Zuzanna Fogtt (организатором фестиваля Soko?owsko в Польше), Carsten Stabenow (куратором, организатором немецкого фестиваля медиа и искусства "Garage"), Be?та Seberiniov? и Slavo Krekovic (представителями независимого культурного центра А4 в Братиславе), Marc Schwegler (представителем House of Electronic Arts – дома электронного искусства в Базеле), Andr?s Nun и Pusk?r Kriszti?n (организаторами UHFest в Венгрии).
Далее мы представляем основные тезисы, которые могут помочь молодому артисту попасть на заграничный фестиваль. Учтите, что на объективность или универсальность советы не претендуют. Это только точечные ремарки уже состоявшихся организаторов. Так что, наматывайте на ус, но применяйте по надобности.
-Сделайте качественное живое видео, которое бы отлично передавало атмосферу вашего выступления. Все. Вот его и нужно рассылать промоутерам и организаторам. Вы должны понимать, что таких заявок, как ваша, приходит по несколько десятков в день, соответственно всю ту массу материала и ссылки, что вы высылаете, смотреть никто не будет. У вас есть один шанс и надо его использовать по максимуму.
- Нужно «зацепить» организатора коротким и точным обращением в теме письма. После – буквально несколько предложений на хорошем английском языке, почему именно ВАС они должны выбрать. Много писать не нужно – никто не прочитает. Мало писать не нужно – создается впечатление, что это просто обычная рассылка, а не обращение конкретной группы к конкретному организатору.
-Когда пишите письмо организатору, ни в коем случае не пишите, что вы самый лучший артист на этой грешной земле и у вас вообще звезда во лбу. Будьте простыми, честными и показывайте свою «перспективность», а не понты.
-Если даже вы написали хорошее обращение, вставили хорошее видео, то все-таки резонно предоставить несколько ссылок на публикации о вас или ваш сайт. Но! Эти ссылки не должны быть на украинские/русские сайты. Вся информация должна быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на английской. Звучит, как «само собой разумеется», но вы просто не представляете, сколько организаторам приходит информации на языках, которые они не понимают и на сайты, которые у них в странах не отображаются!
-Заводить знакомства. И только так. Если разобрать в процентном отношении программы заграничных фестивалей, то 90% составляются из рекомендаций знакомых и друзей, а 10% из простых заявок на почту. Соответственно, вы понимаете, что работает эффективней всего. Этот совет довольно простой: путешествуйте столько, сколько это возможно для вас. Изначально, даже в качестве посетителя, но обязательно заводите знакомства. Пригодится непременно!
-Работайте с букинг-агентствами. Зачастую, организаторы именно через них ищут новые имена, потому что это изрядно упрощает им работу: они не беспокоятся о надежности и профессиональности артистов, букеры могут предложить сразу несколько вариантов в конкретном регионе и определенного жанра . С другой стороны, они являются только связующим звеном и не все артисты хотят платить агентствам за услуги. В этом случае уже вам решать, что важнее.
Но! Есть еще и другая проблема: фестивали опасаются букировать тех же артистов, которые уже заявлены на другие фестивали. Каждый пытается сохранить свою аутентичность и не создавать подобную программу, как у конкурента. Борьба за внимание аудитории – это вам не шутки. Так что, тоже учтите этот нюанс.
-Когда ищите фестивали, где были бы не прочь выступить, обязательно изучите его направленность и какая именно музыка там звучит. Потеряете время и силы зря, если будете рассылать заявки на фестивали этно-музыки, если играете ню-метал на немецком языке. Опять же, звучит прозаично, но такое случается сплошь и рядом.
-Принимайте участие в разнообразных соревнованиях. В этом случае важна не победа, а именно участие, которое сможет расширить круг ваших поклонников и подарить новые перспективы.
-Сотрудничайте с лейблами, у них могут быть нужные вам контакты или знакомства.
-По максимуму предоставьте информации о вас в интернете: ваш сайт (очень важно!), блог, контакты менеджера/участников, видео, Soundcloud. Все это должно быть загружено от имени вашей группы и на английском языке. Никто не хочет и не будет разбираться, кто такой Марк и каким образом он относится к группе, которая интересует организаторов: будь он менеджером, вокалистом или главным спонсором.
Даже если у вас сайта нету, пожалуйста, сделайте красивую и информативную группу на Facebook! Обязательно там укажите вашу обратную связь, примеры работ, публикации . В жанре музыки напишите чуть больше, чем просто «some heavy shit» (не шучу, просто неимоверно сложно найти хоть что-то внятное о молодых европейских группах!).
Так же, на дискуссионной панели мы рассмотрели проблемы организаторов, которые не дают им тесно сотрудничать с Украиной.
Например:
-Они, вроде, и не прочь приглашать наших артистов, если они действительно талантливы и подходят по формату фестиваля, но промоутеры просто не знают, где искать кандидатуры! Нонсенс, но у нас нету ни одного сайта, где была бы собрана информация об украинских артистах разных жанров (сайт, естественно, должен быть на английском языке). У нас нету ни одного большого фестиваля с исключительно украинской музыкой, куда организаторы могли бы приехать и за несколько дней увидеть много качественной молодой музыки. «ГогольFEST», наверное, был бы очень неплохим примером для такого сотрудничества (учитывая еще и его мультидисциплинарность), в будущем, очевидно, надо сделать большой упор на приглашение заграничных гостей.
-У нас не используется т.н. «barter agreement» между фестивалями, когда организаторы одного в Стране «А» приглашают определенных артистов к себе в Страну «Б». Соответственно, Страна «Б» так же потом отправляет уже своих артистов на первый фестиваль. Все издержки несутся приглашающей стороной. Таким образом, в Европе очень тесно сотрудничают страны Скандинавии, например. Но организаторы с Европы не готовы приглашать наших артистов только потому, что они с Украины. Надо сначала им показать, что у нас музыканты (в частности) действительно качественны и профессиональны.
-Интересной для организаторов является следующая опция: «package of bands» . Т.е. это означает, что украинская сторона может предлагать организаторам сразу несколько групп разных стилей или артистов смежных дисциплин. Это является намного более приемлемым вариантом для организаторов, потому что он уже может показать большой спектр культурного продукта страны, а не просто «еще одну какую-то неизвестную группу с Восточной Европы». Поэтому, организаторы советуют артистам не играть в перегонки, а, наоборот, даже кооперироваться для совместной работы.
Как видим, музыкантам и кураторам придется еще изрядно попотеть перед тем, как поменяется такое положение вещей в украинской культурной сфере. Ну что же, поехали?
Автор: Алена Виолаторка