Украинская альтернативная музыка, хм… Понятие довольно аморфное и неопределенное. К нему можно приписать всех, кто не играет во Дворце Украина. Или даже в клубе Sentrum. Но если копнуть глубже, то можно найти представителей множества субкультур, которые роются в истоках музыки, выступают только для ограниченной аудитории, которая «в теме», и не готовы размениваться на дешевую популярность. Страшное слово «нойз-рок» начало активно обсуждаться в последние пол года с подачи одного новоявленного коллектива. Это такое звучание, когда грохот гитар покрывает плотным слоем каждый сантиметр поверхности концертного зала, при этом волшебным образом складываясь к композиции. Очень красиво! Мы встретились с группой On The Wane в неконцертной обстановке, чтобы узнать все секреты и методы популяризации "неформатной" музыки.
On The Wane
Проект образовался на основе прочного базиса предыдущего проекта Даши и Жени, которые тогда еще играли пост-рок. Третьего участника группы Сашу Яросевича получилось найти довольно быстро, а вот с барабанщиками вечная проблема. Знакомые знакомых посоветовали послушать девушку Аню. Ребята сначала опешили: «16-ть лет?! Да вы что, шутите?!», но после первого же прослушивания было четко решено, что это действительно тот человек, в котором нуждалась группа. Спустя какое-то время было подслушано, что Аня поет хорошо и вся тяжесть украинского музыкального мира была возложена на ее хрупкие плечи. Теперь Даша и Аня – голос и ритм группы, а парни – добавляют красок, мелодий и грохота. Пазл сложился, пора двигаться дальше.

Группе еще даже года не исполнилось, а они успели уже довольно много: повыступать на всех громких киевских площадках, в том числе и на ГогольFEST, написать альбом, выпустить его, презентовать. Сама запись «DRY» была сплошным «интересным моментом», ребят как будто злой рок преследовал. Заказанный аппарат не приезжал, люди подводили, проводка и выключатели на звуковой карте горели, записывались в несколько сессий чуть ли не сутками, заканчивали сведение альбома в ночь перед подачей его в печать. Но если есть цель, то глупо уже обращать внимания на препятствия.
On the Wane

Сведение доверили другу группы Александру Чабаненко, и не прогадали. Он слышал конечный продукт именно таким, каким хотела получить его группа, а в некоторых моментах даже магическим образом сделал лучше, чем ожидалось. Именно нужное количество гитар, три грамма правильной реверберации, щепотка уместного вокала и все приправить обильным шумом, который, тем не менее, создает нужную мелодическую атмосферу. Самый яркий пример – песня «Louder», которую изначально считали провальным треком, а в итоге получилась конфетка. Весь альбом звучит довольно целостно и на одном дыхании. Даже немного позитивно, насколько такое направление вообще может быть оным. Но, наверное, есть какая-то закономерность в том, что люди, которые слушали много разнообразной музыки, частенько останавливаются на нойзе, не так ли?

Песни пишутся исключительно коллективно и никто на себя одеяло не тянет. У ребят есть любимое крутое хобби (пока это только хобби), но они ко всему относятся довольно ответственно. Исправно посещают репетиции, а уж именно в гараже (да-да, в прямом и переносном смысле это гаражная музыка) рождается общий рисунок композиций, которые коллектив потом оттачивает. Музыканты мнут глину звука, вылепливают форму песен. В разговорах между собой они не даром называют свою музыку “шумным панк-роком” - глина сочится между пальцев, течет змейкой и струйкой, импровизации расширяются, становятся аморфными, плутающими, витающими.

Не смотря на такую непродолжительную историю существования, On The Wane довольно четко видят свою цель и знают методы ее достижения. Ни один из участников группы не имеет права играть еще в какой-то банде – это негласное правило коллектива. Свою гордость – новый альбом - выложили сразу на всех возможных площадках совершенно бесплатно, ни о какой монетизации речь не идет. Освещением материала в прессе занимается Даша, при этом не обходится без приятных случайностей: бразильский журналист заметил ребят именно на каком-то очередном тематическом портале и попросил написать о них интервью. Там (в Бразилии), говорят, вообще намного легче: люди без предубеждений. Нету правила, что если о группе не написано пары тройки рецензий на тематических порталах или она еще не собирала главные площадки города – значит ее слушать не обязательно. Или вот вам другой показательный пример: какой-то закадычный друг того бразильского журналиста, опять же, обратил внимание на On The Wane и уже сам запустил их в ротацию британского радио «6 Towns Radio». Случайности не случайны.

Они не считают, что настоящее (время тотального музыкального засилья) может каким-то образом группе навредить. Даже наоборот: донести свою музыку к правильному и подготовленному слушателю в 21-м веке на порядок легче. Главное – правильно найти целевую аудиторию и дать возможность ей вас услышать. Чем активно проект и занимается. На концерты других артистов они тоже вроде бы и не прочь сходить: Даше и Жене больше всего запомнился Tricky на ГогольFEST в 2010-м, Саша все-таки отмечает Red Hot Chili Peppers на НСК «Олимпийский». А вот барабанщица Аня порадовала автора этой статьи склонностью к Depeche Mode, пускай и не самовольно, а через любовь папы к этим мэтрам. Самой большой и главной целью на ближайшее будущее называют (ни мало, ни много) тур по Европе. Публики ТАМ больше. Для Украины их музыка – все-таки не формат.

Что послушать: из отечественных дружественных групп советуют обратить внимание на Love’n’Joy, которые после длительного затишья опять набирают обороты, и Ummagma - музыкальный и семейный украино-канадский тандем Александра Кретова и Шоны Макларон – чудный дрим-поп, который в силу семейных обстоятельств выступает довольно редко, но при этом довольно известен в Европе. А из гвардии постарше – Вагоновожатых. Было время, когда Даша и Женя не пропускали ни один киевский концерт ИДМГ (предыдущий проект Антона Слепакова). В добавку: Savages, A Place to Bury Strangers, Motorama. И будет нам счастье в альтернативном мире украинского андеграунда, который не собирает Дворцы Спорта, но все так же умеет радовать в дорогих нам подвалах в окружении знакомых лиц.

Автор: Алена Виолаторка
Фото: Бакура Даманита