То, что мы сильно ждали концерт Foo Fighters – это ничего не сказать. С глубокого детства в голове сидит образ этого веселого дебошира со смешных клипов. Позже узнаешь все его заслуги в составе «той самой Нирваны» и рассматриваешь из-за барабанов и длинных волос уже знакомого парня. А потом начинаешь подсчитывать, в скольких прекрасных командах этот парень играл и сколько первоклассной музыки родилось благодаря его огнищу. И ждешь, что когда-то ты обязательно попадешь на его концерт, вот прям как в той детской мечте. Да и выступает он часто: то в пиццерии возле какого-то ранчо, то устроит гаражный тур по задним дворам своих фанатов, то ... уже на стадионе собирает более 80 тыс. человек. Правда, в другом полушарье. Поэтому ты все ждешь своей части Земли.
После шедеврального альбома «Wasting light», с которым команде получилось прыгнуть намного выше своей головы, новый лонгплей «Sonic Highways» был воспринят довольно спокойно как критиками, так и поклонниками. В нем Дейв и Ко сделали упор на красивую маркетинговую стратегию и представили историю каждой песни в отдельной серии полноценных фильмов. Для общего развития смотреть интересно, слушать – не совсем. Вот поэтому так хотелось узнать, как же на концертах эта концепция сможет гармонично влиться в общую картину всего того творчества, которое мы знали.
Последней громкой новостью стал инцидент, когда на одном из концертов Дейв грохнулся со сцены и сломал ногу. Но нет-нет, концерт он не закончил. Через 30 минут с гипсом и доктором этот человек уже мчался на сцену, чтобы исполнить свой долг перед публикой. В этом весь он.
Мы решили поехать в Польшу на концерт, потому что, во-первых, это был один из самых дешевых вариантов (ну как «дешевый», билет 300 злотых – это примерно 1800 грн. только за сам тикет). Да и интересно было увидеть, как ребята отыграют в стране, в которой они выступают впервые за все 19 лет существования группы. Так что поэкономили на бутербродах полгодика, наделали визы и в путь!
Выступление проходило в Tauron Arena в Кракове, это был единственный концерт в Польше. В Варшаве они не играли, поэтому поклонники со всей Европы устремились именно в культурную столицу соседнего государства. Сама арена напоминала то ли крытый маленький стадион, то ли Дворец Спорта, но с вместимостью в хороших 25 тыс человек. Снаружи, правда, арена походила на громадный космический корабль, что повлекло за собой не один смешной мэм среди фанатов.
Стоит отметить, что польский фанклуб ФФ довольно организованный и активный. Самые заядлые поклонники начали собираться возле арены еще с раннего утра, отмечая номерами на руках всех новых пришедших. Таким образом, все формировали живую очередь для первоочередного входа. В промежутках между этим клеились друг на друга специально подготовленные стикеры с символикой группы, рассказывались истории с предыдущих концертов и тому подобные милости. Это проходило все на фоне постоянной серости, непрерывного дождя и ветра. Ну что еще фанатам нужно, чтобы согреться? Только мысль о Тейлоре из Калифорнии. Там тепло, нас тоже грела эта мысль все 6 часов на холоде.
За 2 часа до открытия дверей фанклуб быстро всех построил по номерам для входа, взаимодействуя с охранниками самой арены, которые оказались очень сговорчивыми. У нас такой вариант пропуска пока не работает, потому что только открываются двери – сразу создается толпа. В Польше же – организованные очереди. Система сработала на первых двух пропускных пунктах, а потом, уже внутри арены, в ход идут только быстрые ноги и … voilà, первый ряд ваш!
На разогреве были приглашенные гости из Нового Орлеана – группа Trombone Shorty & Orleans Avenue, которые соединили в себе все лучшее от джаза, фанка и браса. Совсем не в стиле ФФ, но, наверное, на это и ставился акцент – растанцевать публику качевой музыкой, а не схожим с хедлайнерами стилем.
.Тайминг соблюдался четко и после 40 минут разогрева в 20:30 выходят ОНИ. Вернее, все выходят, а самый главный уже сидит на своем троне. Опускается полупрозрачный занавес с буквами FF и без всяких прелюдий звучит «Everlong». Первый трек, а уже контрольный в голову, потому что это любимая песня половины зала. В это же время получился довольно массовый флешмоб, когда фанаты подняли бумажки с цветами польского флага. Музыканты оценили акцию и потом еще в соц.сетях хвалили, да и картинки-видео постили (привет, сессионный клавишник).
.Вереницей хитов парни решили скосить самых хиленьких сразу: «Monkey Wretch», «Learn to Fly», «Something from Nothing» рубились почти без пауз. На последнем треке из них народ толпами начал вылазить с первых рядов. А кто – грохаться в обморок. «Здесь нет места слабакам», – подумали мы и еще похлеще продолжали орать «The Pretender». В плейлисте миксовались как старые песни, так и треки с новых альбомов. Особенно теплым и милым получилось исполнение на «Big Me», которую Грол посвятил всей их road crew.
Знаете, я безумно люблю свою работу и очень огорчился, когда получил перелом. Я сказал ребятам из нашей тех.команды: если вы сможете сделать что-то, чтобы я мог сидеть и петь – мы продолжаем тур. Но я не хотел сидеть просто на ... СТУЛЕ. Я хотел сидеть на хреновом ТРОНЕ! Вот эскиз, который я нарисовал нашей команде. И вот то, что они из этого всего придумали. Спасибо вам, дорогие!
Толпа в умилении раздалась рясными аплодисментами, а на экранах во время песни показывали крупные планы всех задействованных людей в команде группы: вот звукорежиссер кнопочки клацает, вот секьюрити за столбом прячется, вот оператор на сцене провода подключает и так далее. Определенно самый сентиментальный момент концерта. Мужская дружба существует и это уже не просто «работа», а совместный стиль жизни.
В середине концерта группа любит поприкалываться и во время представления друг друга поиграть каверы на известные группы, выдавая знатные соляки (привет, Крис, Нейт, Пэт) или отдать дань Фредди Меркьюри (привет, Тейлор). Кстати, у последнего всегда самый эффектный номер – он еще и сам исполняет «Cold Day in the Sun», а вся группа и лид сингер ему просто аккомпанируют.
Самыми волшебными песнями получились «My Hero», которую орали все много тысяч в унисон и «Skin and Bones», которую так испортил сессионный музыкант Рами Джеффи странным соло на аккордеоне. Но все же, она прекрасна.
.«All My life» и «These Days» проверяли на стойкость всех: концерт длился уже третий час. Слэм, жара и тысячи глоток сходили с ума только от одного взгляда главного человека на сцене. А мы вам часто говорим: чтобы ходить на такие концерты, нужно каждый день пробегать добрую пару километров для подготовки.
А теперь о главном: человеке, который нас всех там собрал. Дейв Грол – последний великий рок-н-рольщик настоящего и он полностью соответствует своему имиджу. Порой доходит до крайностей, когда показушные жесты и обращения уже больше подходят какому-то многоуважаемому динозавру на почетном утреннике перед президентом. Но у Дейва все это приправляется изрядной долей отборных американских матюков, анекдотов и сердечностью этого человека, которому сцена нужна, как воздух. Он на ней живет и вдохновляет других.
.Сейчас он сидит на троне, при этом замечает движение в последних рядах на третьем ярусе, справно показывает язык и подмигивает первому ряду, рассказывает занятные истории (например: когда они еще с Нирваной впервые выступали в Польше после какой-то первоклассной польской метал-группы и как они чуть не опешили, побоявшись опростоволоситься после супер-метал-уровня), и соу он.
Положа руку на сердце, признаем: вокалист из Дейва очень посредственный, он не поет, а орет половину концерта. Музыка – тоже крепкий середнячок. Но как же его харизма может закрутить это все в такой винегрет, что уже 20 лет полмира сходит с ума. И как же его простые душевные откровения могут найти отклик в миллионах сердец, что тысячи людей делают себе татуировки и разбирают на цитаты тексты его песен.
Breathe out, so I can breathe you in
Это воистину величайший рок-н-рольщик из ныне живущих: бодрый, активный, честный и заразный позитивом. Его слушать и на него смотреть хочется вечно. Другие ребята из группы – качественное, профессиональное, но все же дополнение к тому балагану, который творится из-за главного виновника торжества. Думается нам, что сольно мог бы получиться довольно успешный проект и у барби-боя Тейлора Хокинса, но Дейв его так просто не отдаст, слишком уж сильные симпатии и взаимопонимание у этих парней.
Это был тот концерт, после которого ты буквально выползаешь из арены обессиленным, мокрым, помятым, с синяками на ребрах оттого, что пару десятков тысяч тебя впечатывали в ограждение. Но все и каждый не скрывали ту беззаботную улыбку на лице, которая после концерта все никак не сходила с лица. Голос напрочь сорван, кеды в хлам затоптаны, уже даже на постоянный дождь не обращаешь внимание. Только изредка с друзьями перекидываешься парочкой фраз. Идешь домой и не можешь понять, что только что произошло и почему так хорошо.
Автор: Алена Виолаторка
Фото: Justi Szadkowska, cmg.pl