Ethereal Riffian можно назвать темной лошадкой украинской андеграундной музыки. Они с успехом откатали несколько европейских туров, дома же выступают с периодичностью примерно раз в полгода. Их последний альбом выпустили на двух европейских и одном канадском лейбле на разных носителях. Лонгплей оценили и опубликовали рецензии несколько десятков заграничных порталов, на украинских просторах мы же нашли целых 3 публикации. На каждый вопрос «Почему так» есть свой ответ, вот мы и попытались их получить у голоса и концептуального вдохновителя группы – Валерия Корнева.

Как получилось связать свою жизнь с музыкой?

Я всегда был меломаном. В какой-то момент я познакомился с направлением стоунер и меня пробрало. Году еще в 2005-м я переслушивал все взахлеб, когда еще мало кто врубался в эту музыку у нас. Замечу, что то было счастливое время, когда музыка доставалась не так легко, как сейчас. Тогда мы пользовались Соулсиком (суслик в народе), и каждый новый скачанный альбом был победой, особенно во времена диал-апа, когда альбом можно было качать сутками. У меня брат тогда работал в каком-то колл-центре, где был адекватный интернет, ему-то мы и выдавали огромные списки того что нужно скачать.

Сначала мы с Максом (лид-гитарист Ethereal Riffian) писали всякий треш и хеви метал, который, к счастью, никто не услышит (смеется). То были только первые шаги в работе над музыкальным мастерством.

Параллельно с этим я был членом команды культового блога Sludge Swamp и кропал рецензии на альбомы. В какой-то момент администраторы написали, что будут делать музыкальную компиляцию, и все желающие могут прислать свои треки. Я решил, что в таком хорошем деле определенно нужно поучаствовать. Начали с ребятами писать трек для сборника, но он получался каким-то слишком длинным. Да настолько, что у нас вырос из него дебютный альбом. Через друзей мы вышли на студию, которая в то время только открылась, и решили довести до ума весь наработанный материал. Так получился альбом «Shaman's Visions».

Concert_Acoustic_Sunburst -1

А как сформировалась группа перед записью этого альбома?

Записать барабанную партию откликнулся парень через сайт Neformat. Это был Никита, который к тому времени уже успел побарабанить и в Snakerider, и в Stoned Jesus. Он отличный парень и играет с нами и поныне. Наш басист - это мой брат Саша. Он взял в руки бас незадолго после того, как я начал осваивать гитару в 2010 году. Макс же, которого я упоминал в предыдущем вопросе, стал нашим лид гитаристом. Что касается наших сессионных музыкантов, то с ними мы познакомились несколько позже. Ярослав, который сейчас у нас играет в качестве сессионного музыканта на диджериду, встретился нам довольно случайно, когда мы прогуливались по Большой Житомирской. Он тогда там играл. У нас завязалось знакомство и дружба, которая длится до сегодняшнего дня. С перкуссией нам помогают Букварь, который изначально направил нас на студию, где мы записали дебютный альбом, и Маха, прекрасно владеющая джембе. С ней мы познакомились лишь недавно. Как видите, никакой мучительной истории с поиском музыкантов не было.

У вас есть сюжеты из буддизма, Ветхого Завета, на ГОГОЛЬFEST главной идеей выступления было показать идею духовного освобождения в разных учениях и традициях. К последнему альбому вы даже написали целую книгу (!) с трактовкой всей концепции. Я так же знаю, что ты недавно совершал путешествие по Азии. Эти вещи связаны? Чем вызван такой интерес к разным культурам и традициям?

Если говорить о культуре других стран, то я был в Индии, Непале и Таиланде. Вероятно в Индию я вернусь ещё не раз. Там есть такой мощный культурный и духовный пласт, который, с одной стороны, сильно влияет на весь остальной мир, а с другой является более специфическим и глубоким, чем более поверхностная западная культура. В отличие от того, как себя ведут люди у нас — индусы очень открытые. В Индии нет такого безразличия, которое вы может встретить у нас. Если ты на улице будешь делать что-то для них непонятное, семь индусов станут вокруг тебя и будут смотреть, пытаться понять что же ты делаешь, хихикать или что-то советовать. Если ты сделаешь растерянный вид, они обязательно подойдут и постараются тебе помочь.

2-1-1

Другой нюанс, на который хотелось бы обратить внимание – это их отношение к жизни. Например, у них есть город Варанаси. Сам я там не был, но слышал немало очень красочных историй очевидцев. Пребывание в этом городе может протрезвить многих из нас. Мы же обычно ведём себя так, будто нам осталось жить не менее пяти сотен лет. А в Варанаси ты можешь сидеть себе спокойно попивать свой ласси, в то время как мимо тебя один за другим будут нести трупы на сожжение. На самом крупном в городе гхате (это каменное ступенчатое сооружение, ведущее к реке) кремируют около двухсот тел в день. Днём и ночью там горят костры. Дело в том, что Варанаси священный город. Есть мнение, что этот город является гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Многие индусы стремятся быть кремированными именно в нём, потому что верят в то, что таким образом они смогут достичь освобождения (мокша). Находясь в подобных местах, очень многое переоцениваешь.

3-1-1

С другой стороны, Индия – коррумпированная страна, в ней много мелких жуликов, очень много мусора и многие люди живут там за чертой бедности. Как-то неподалёку от трущоб к нам обратилась одна старая женщина с фразой «Hello money». Нередко именно так они воспринимают туристов, но их можно понять. Ведь скорее всего отцы, деды и прадеды этих людей тоже были попрошайками.

Глядя на все эти различия и контрасты, ты получаешь возможность видеть дальше, особенно если постоянно пытаешься докопаться до сути каждого явления.

.

Говоря о влиянии разных культур и традиций на нашу музыку, стоить отметить что изначально, когда мы работали над дебютным альбомом, я не знал, о чём он будет. Обстоятельства сложились так, что мы пришли к концепции «Путешествия Шамана». После выпуска альбома многие говорили, что мы, наверное, вдохновлялись творчеством Кастанеды, но я тогда и слыхать не слыхивал об этом парне. Через пару лет всё же пришлось почитать, чтобы знать, о чём идёт речь.

Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете, и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу. – Карлос Кастанеда

К духовным знаниям я шёл постепенно и пришёл сознательно, и это существенно повлияло на творчество группы. В этом вопросе практика имеет решающее значение. Например, человек понимает, что ему нужно отказаться хотя бы от какой-то части своих пороков – например от алчности, ненависти и жадности. Но возникает вопрос: как? Одних лишь умных мыслей не достаточно, необходимо действие — практика. Это процесс внутренней работы над собой, возможность которой заложена в каждом моменте времени. Мы должны мудро использовать эти моменты.

Вот эти все поиски и отразились на концептуальной составляющей нашей музыки. Посредством нашего творчества, мы стараемся дать людям мотивацию и толчок для внутренней трансформации. Но это лишь ключи, двери же человек должен отпирать сам.

4-1-1

Если обратиться к вопросу продвижения своей музыки, то на ваш второй альбом «Aeonian» было написано просто невероятное количество заграничных хвалебных рецензий. Как вам такое удалось?

Такая ситуация была следствием сразу нескольких причин. У нас был канадский лейбл. С точки зрения продаж, он помог не существенно, т.к с его помощью мы продали ровно два диска. Я думаю это можно объяснить тем, что группы, с которыми работает этот лейбл, играют преимущественно в экстремальных стилях. Мы решили, что если к ним буду поступать заказы наших дисков, то они нам будут высылать адреса, а мы будем уже сами рассылать альбомы поклонникам. Помогли они нам именно с промо, так как у них была очень приличная база контактов журналистов. Мы сделали 3-4 новости, разослали всем. Вот порядка 10 рецензий появилось только благодаря этой рассылке. Первопричиной, конечно же, в таких ситуациях должна быть качественная музыка, а потом только – нужные контакты.

Кроме того, я был блоггером на Sludge Swamp, соответственно у меня было много контактов и в блоггосфере. Да и последние 5 лет я работал пиарщиком, поэтому все те навыки и знакомства использовал. Я понимал, какие контакты работают лучше всего, поэтому самым важным лидерам мнений я отправлял не только ссылку на прослушивание, но и сразу физический диск. Если же я очень хотел, чтобы человек что-то написал, то я уже отправлял диск и книгу. Такие вещи строятся на личных отношениях и индивидуальном подходе.

Где-то срабатывал эффект снежного кома, когда «Если ты написал, то и я напишу». Но на будущее, мне кажется, было бы неплохо иметь какого-то журналиста или агентство с уже готовой базой действующих контактов. Тогда и эффект может быть намного ощутимей.

.

Это существенно помогло в организации заграничных туров?

Определенным образом помогло, конечно, но рецензии никогда не были решающим фактором в этом вопросе. Это лишь часть общей картины. Важно то, что сейчас эта музыка в тренде, и у нас уже есть определенная фан база и контакты в Европе. Но мода приходит и уходит. Нужно помнить об этом и стремиться сделать себе имя, которое будет стоять за рамками стиля и будет ценным само по себе.

5-1-9

Согласен ли ты с мнением, что в музыке уже было придумано все?

Кардинально не согласен! Это мне напоминает ситуацию в науке в начале 20го века, когда после открытия атома учёные твердили «мы атом открыли, ну куда уже дальше-то двигаться?!», точно также сейчас и с музыкой. Музыка бесконечна, не иссякаема. До сих пор ведь продолжают изобретать всё новые инструменты. Например hang drum или невероятный Яйбахар. Есть люди, которые смешивают ситар с виолончелью (базантар получается) или бас-гитарой и умело используют все появляющиеся технические возможности. Такие вещи можно и нужно использовать с открытым умом. Возможно, наоборот, мы пришли к очень интересному времени в музыке, так что не стоит слушать скептиков.

.

Еще некоторые музыканты ноют, что раньше легче было заработать деньги, а сейчас все бесплатно и доступно. На самом деле сейчас у молодого музыканта намного больше возможностей распоряжаться своими доходами и регулировать их. Почитайте интервью Стива Альбини на эту тему.

Нужно кардинально поменять взгляды и восприятие мира — посмотреть на музыку с открытым умом, свободным от стереотипов. Вот тогда и отпадут сразу нелепые вопросы: появится ли новый стиль музыки, есть ли жизнь на Марсе.

Что ты считаешь более важным в творчестве: талант или настойчивая работа?

Интересный вопрос, на который я отвечу таким же ответом (смеется). Как сказал Томас Эдисон, талант – это 1% вдохновения и 99% пота. Есть такие люди, которые естественным образом уже рождаются готовыми для определенного вида деятельности. Был такой парень лингвист Гарольд Вильямс, крутой полиглот, который знал 58 языков. Только представьте, 58! Есть люди, которые даже не знают музыкальной грамоты, но творят просто невероятные вещи. Это связано с определенной спецификой работы их мозга. Еще, например, люди с феноменальной памятью – у них вкус пищи с каким-то оттенком может ассоциироваться. Вот для таких людей слово «талант» применимо. У подавляющего большинства же это тяжелый труд, те самые 99% пота.

Считаешь ли ты себя свободным человеком?

Определенно нет. Но сперва нужно понять – свободный от чего? Многие люди стремятся к материальной независимости, но в результате получают прямо- противоположное, становясь рабами материальных благ. Сколько есть примеров людей, которые имеют десять машин, несколько особняков, личный самолёт. Но им мало. Разве они свободны, разве они получили материальную независимость? Напротив – они получили материальную зависимость. Истинная материальная независимость - это когда твоё внутреннее состояние не зависит от твоего внешнего положения, от того, есть ли у тебя та или иная вещь или нет. Таким образом, многие виды свобод, к которым стремятся люди, я рассматриваю как деривативу от истинного внутреннего освобождения. Для меня такое освобождение — это, в первую очередь, свобода от максимального количества обусловленностей и ограничений, накладываемых умом, телом и внешним миром. Всем тем, что мешает воспринимать реальность объективно, такой, какая она есть на самом деле, а не такой, какой она нам лишь кажется.

У тебя есть твое место вдохновения?

Физически такого места нет, скорее это мое внутреннее поле действия: эмоции, которые не могут жить иначе, чем выливаться в какой-то творческий объект.

Следишь ли за украинской музыкой и заметил ли тот подъем, о котором все говорят?

Начал следить, потому что нельзя ориентироваться только на Запад и быть невежественным относительно того, что происходит у тебя в стране. Для музыканта, который хочет развиваться, быть изолированным в рамках стиля или страны - недопустимо. Сейчас у нас такой период, когда подъем украинской музыки является закономерным. Многие условия для этого уже сложились. Теперь нам всем нужно хорошенько потрудиться – музыкантам, организаторам, журналистам, промоутерам, арт-директорам, владельцам заведений. Потрудиться для того, чтобы создать мощную информационную и физическую инфраструктуру для всех стилей музыки, а не только для популярной музыки и шлягеров.

6-1-1

Ты говорил, что уже есть концепт третьего альбома. Поделишься деталями?

Да, но перед альбомом у нас выйдет 10-ти дюймовый винил с очередной книгой, которая обещает быть в три раза больше предыдущей, так что это уже скорее музыка к книге, чем наоборот (смеется). Сам альбом станет самым масштабным с точки зрения того, что мы хотим сделать в творческом плане и с точки зрения требований к самим себе. Это все будет частью одной большой истории, над которой мы сейчас работаем.

7-1-1

Напоследок мы всегда спрашиваем у музыкантов ТОП – 5 групп, которые мы могли не слышать, но которые действительно, по твоему мнению, заслуживают известности. У тебя есть такие?

High on Fire – отличная группа из Окленда. Кстати, их последний альбом журнал Rolling Stone поставил на 4-е место лучших метал-альбомов 2015-го. Совсем недурно.

.

XPAAM – one-man band, который разродился отличным альбомом в 2014-м. Там живут звуковые пейзажи, созданные под впечатлением от путешествий по горам Алтая, Дальнего Востока и Китая.

Отличный эмбиент с Ярославля

Обязательно обратите внимание на лондонцев HAKEN, что играют прогрессив-метал (если доверять их странице на ФБ), хотя на самом деле музыкальный спектр там намного ярче.

.

Здесь мы с тобой будем солидарны, что Crobot – прекрасное открытие последнего года. Ребята за короткое время уже успели себя отлично зарекомендовать на американских и европейских фестивалях, а так же покататься на разогреве у Motörhead.

.

Theodor Bastard – яркий коллектив из Санкт-Петербурга, использующий в своем творчестве электронные устройства и этническую перкуссию: дарбуки, ашико, конгас, джамбеи, дафы, виолончель, диджериду, saz и гусли.

.

Автор: Алена Виолаторка
Фото: Лина Белоковаленко и из архива артиста