22 марта – всегда большой праздник для всех ярых поклонников группы Depeche Mode. Именно сегодня в далеком 1993-м мир увидел один из самых сильных альбомов команды - «Songs of faith and devotion». Он совсем не типичный для группы, после него она вообще перестала существовать и том виде, в котором ее знали. Но, в то же время, Дейв признается, что именно на нем его любимые песни, а Мартин соглашается, что достиг пика своего композиторского таланта. Мы решили пройтись по истории создания каждой песни и еще раз вспомнить ту причину, по которой мы так любим их музыку.

В 1991-м году Мартин вдохновенно начинает писать песни. Уже к 1992-му, сделав аранжировки, он посылает копию записей Дэйву, который к тому времени не особо горел желанием делать какие-либо записи. Демо были наполнены блюзовыми мотивами, мелодии и тексты были навеяны госпелом. Лиризм, в котором Гор весьма цинично отразил автобиографические аспекты (в таких песнях как «Walking In My Shoes», «Judas», «Condemnation» и т. д.), сразу проник в душу Дэвида. Многое в этих песнях на тот момент отражало духовное состояние Гэана, который успел погрузиться в культуру гранжа и рока не только внутренне, но и внешне. Дэйв отращивает длинные волосы, добавляет немного новых татуировок к тем, что уже были, и тусуется с такими группами, как Primal Scream или Nirvana. При встрече с ним не все давние коллеги узнают того Дэвида, которого знали раньше.

Depeche_Mode_1993 - 1

Группа решает обсудить, каким будет новый альбом. В качестве продюсера команда снова выбирает Марка Эллиса (Флад). Пред всеми стоит сложный выбор. Либо сделать такой же по силе альбом, как предыдущий, либо – что-то совершенно новое. Дэйв, пропитавшись американской музыкальной культурой начала 90-х, настаивает на утяжелении звучания, как в гранже или роке. Эта идея нравится не всем, но, в отсутствии четкого видения звуковой концепции нового альбома и из желания избежать похожести на самих себя, группа решает пойти в этом направлении.

I Feel You. Роковая композиция, открывающая альбом, по мнению группы, лучше всего представляет концептуальную начинку всей пластинки. Агрессивно звучащая гитара, оцифрованные живые ударные, электронный фон – именно это слушатель должен был услышать в первую очередь.

Ты заберешь меня
И проводишь через забвение

.

Walking In My Shoes. Один из самых сложных треков, который претерпел множество изменений. Он позволяет в полной мере оценить новое многослойное звучание Depeche Mode. В нем был использован звук живой бас-гитары, ряд лупов ударных, гитары, искажённого звука фортепьяно и риф клавесина. Песня сочетает густой бас, средний темп со сдержанным и волнующим вокалом Дэйва.

Я не ищу теперь рай совершенства -
Я знаю, он придуман мной,
Но прежде чем вкусить познаний блаженство
Испей мою чашу.

.

Condemnation. Начинается с размеренных ударов и аккордов фортепиано, подвергнутых изменениям через оцифровку. Дэйв признаёт, что это его лучший вокал, что подтверждает и Мартин:

«Несмотря на то, что Дэйв был на героине, он приходил в студию и звучал великолепно».

Идея композиции заключалась в том, чтобы передать дух госпела, и нужен был эффект присутствия игры всех участников в одной комнате: Эндрю колотил металлическим шестом по кофру, Дэйв и Флад хлопали, Алан играл на ударных, а Мартин на органе. Именно таким образом было определено, в каком ключе будет развиваться песня.

Моя гордость-мой крест
Вознесенная ввысь из клокочущих бездн
В моей чести сомнение....
Вам нужны извинения?
Извиненья - слова
Вы слепы для добра
Так прошу вас, откройте же ваши глаза!

.

Mercy In You. Роковая динамичная композиция. В ней присутствуют орган, фортепьяно, вибрафон, гитара, как живая, так и засэмплированная, а также сэмплированные ритмические ударные в стиле рэп. Многие остались недовольны выбранной версией композиции, но она оказалась наиболее удачной из всех имевшихся.

Восторга мне не утаить,
И удовольствия не скрыть,
Меня ты можешь исцелить -
Когда могу я говорить
О милости молю

.

Judas. Медленная, спокойная и воодушевляющая композиция, исполненная Мартином. По поводу этой песни шли долгие споры. Алан не хотел включать в композицию инструментальную концовку и делать трек очень мягким. Мартин же настаивал именно на такой версии песни. В итоге, все пошли на компромисс и в альбоме оставили полную версию, а на концерте Judas исполняли без инструментального финала.

Лучшее ли простота
Или мыслей нищета
Найди тропу, что тоньше
Но святости всегда в ней больше

.

In Your Room. По звучанию это самая мрачная и депрессивная композиция на альбоме, приближенная по стилю к дарк-вейву. Начинается она с витающих по колонкам басов, и с каждым куплетом наращивает динамику и жёсткость звучания. Композиция была сведена из 3-х студийных версий в одну. От одной первый куплет, от другой второй и от третьей – последний. Таким образом была найдена нужная динамика для композиции.

Видео снимал Антон Корбин. Антон думал, что этот клип станет последним в карьере Depeche Mode, и решил связать некоторые видео группы в одном, что бы отразить начало 90-х в клипах ДМ. Видео не было пропущено американской цензурой из-за фрагментов, когда каждый участник сидит на стуле привязанный ремнями. В этом увидели садо-мазохистические мотивы. Видео пришлось редактировать, а когда его наконец выпустили, сингл уже не был новым на радио и не получил широкой ротации по телевидению.

Я полагаюсь на твои слова
Живу дыханием твоим
И чувствую твоею кожей
Всегда ли буду здесь?

.

Get Right With Me. Госпеловский трек с нотками блюза. Первый эксперимент Мартина Гора в написании песни в мажорных аккордах. Яркий бит, жёсткие гитарные рифы и сильный голос Дэйва.

Я веру в человечество буду приобретать
Да, это не легко понять

.

Interlude #4. В этой композиции всего лишь одна нота была «написана» Мартином Гором. Интерлюдия по сути – это отрывок из сделанных Брайаном Ино миксов на I feel you, оформленный, как музыкальная вставка. Этот сэмпл часто звучит в концертных версиях вышеупомянутой композиции.

Rush. Самый жёсткий и агрессивный трек на альбоме. Живые ударные совмещены с жёстким техно без опоры на мелодичность – это придаёт агрессивность и напор трэку в аранжировке. Голос Дэйва в некоторых частях был обработан эффектом «возврата».

Я плачу из-за тебя,
Ты видел слёзы, катящиеся по моим щекам, из-за тебя,
Ты услышал мою правду,
Которая исказилась в твоих глазах и стала ложью

.

One Caress. Для аранжировки этой композиции был приглашён Уил Малоун, которому Мартин предоставил ноты для работы. Это была задумка Мартина и Алана – пригласить Уила, они давно об этом задумывались, когда обсуждали структуру композиции. Песня представляет собой всплеск струнных симфонических инструментов и прекрасно передаёт атмосферу текста. Воодушевившись услышанными наработками маэстро Малоуна, Мартин спел песню вместе с оркестром с первого раза без дополнительных дублей.

Когда встал вопрос, какую песню выпускать синглом - Condemnation или Higher Love, то Дэйв стал бороться за выпуск Condemnation, ведь это была его любимая песня из альбома. В то время, как в Британии сингл достиг 8-го места, в американском «Billboard» он с треском провалился, и после этого звукозаписывающие студии Sire/Reprise в Америке отозвали релиз, прося что-то взамен. На замену решили взять песню One caress. Видео на композицию снял американский клипмейкер Кевин Керслейк. Но из-за проволочек с производством клипа и общим неуспехом альбома в Штатах, сингл One caress так и не вышел, оставшись только в некоммерческом промо-формате.

От света прячусь в полной темноте,
В ночи я поклоняюсь этой тьме
Владенья вечные теперь, ты предлагаешь мне

.

Higher Love. Атмосферная композиция, в которой практически не использовались живые инструменты, а только засэмплированные наработки фортепиано, гитары, ударных, органа. Спокойный насыщенный звук, средний темп, сложная мелодия и постановка ритма.

Ограничено небо крыльями любви
Что так много, выше можешь ты расти

.

19 мая группа отправляется в самое долгое в их истории 14-ти месячное турне, в рамках которого было продано 2 миллиона билетов, посещено 27 стран и отыграно 158 концертов. Этот тур стал очень тяжелым и разрушительным для Depeche Mode. «Devotional tour» проходил с мая по декабрь 1993-го года, и в этот период группа упивалась собственным драйвом – ДМ катались по Европе и получали удовольствие от собственной славы. Но позднее, с февраля по июль 1994 года, во время Exotic и Summer туров, желание заработать и побить собственные рекорды морально и физически подрывает участников группы. У Дэйва случается сердечный приступ прямо во время выступления, а потом и у Мартина начинаются судорожные припадки. Эндрю, понимая, к чему все идет, пытается отговорить всех от этой затеи, но когда единогласно принимается решение продолжать тур, Флетч покидает группу на этом этапе, а на его место за клавиши становится Дэрил Бамонт. После окончания тура Алан Уайлдер окончательно решает покинуть группу...

DM 1993 - 1

Из материалов Александра и Zoe для форума depechemode.su
Фото: Anton Corbijn