Единственная на сегодня премия-фестиваль тяжелой музыки в Украине отметила свой первый юбилей – пять лет с момента запуска в 2013-ом году. На фоне такой важной даты мы решили составить не просто отчет крайнего сезона, а в целом посмотреть на картину и разобрать проблематику существования данного события. Конечно, не оставим без внимания и 2017-ый год в частности. Ну что же, сквозь терни к звездам!

 

СУБКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ  И ВЛИЯНИЕ

«BUMA» (как большинство сейчас её сокращённо называет) – индикатор самочувствия украинской metal-музыки. Она показывает, в каком состоянии находиться жанр относительно своего качества, востребованности публикой ну и, собственно, мотивации самих его представителей. Данный проект (основателями которого являются музыкальный продюсер Владислав Ляшенко и режиссер Виктор Придувалов) достаточно самобытен в наших краях, ведь подобных аналогов на национальном уровне не наблюдается не только в странах СНГ, но и даже во многих странах Восточной Европы, что уже можно считать кое-каким достоянием.  И как  заявляют организаторы премии, она была создана с целью помочь хаотичным музыкальным процессам жанра обрести структурное понимание того, для кого они существуют и как им развиваться. Появление чего-то подобного напрашивалось уже очень давно, и было бы замечательно, возникни The Best Ukrainian Metal Act не пять лет назад, а все пятнадцать. И как знать, какой уровень организации и восприятия данной музыки за это время мы могли бы иметь на сегодняшний день.

Что же касается музыкальных коллективов играющих сегодня metal в Украине — им повезло. «Да ладно!?», – со скепсисом подумаете вы. Но именно так! И начало везти ровно пять лет назад. Потому, как все могло быть куда более беспросветно, чем есть сейчас. Многие называют metal-движение в стране «андеграундом», с чем можно согласиться. Но не будь у нас BUMA – это называлось бы уже каким-то «андерхеллингом», ведь где-то на такой глубине находилась бы вся эта музыка в ключе своего освещения перед нашей, порой, снобской и ленивой общественностью. С появлением премии metal-группы увидели, что теперь существует платформа для шоукейсов, ориентированная в первую очередь на слушателя внутри страны. И это, пока что, один из самых доступных для них способов обрести свою аудиторию.

Десять лет назад благодаря системе «сарафанного радио» публика смогла возвести в статус популярных metal-коллективов всего один проект – все мы знаем его как группу «ТОЛ», в таланте которой никто не сомневается. Но, представьте, какой толчок мотивации молодым музыкантам уже в те годы могла бы дать премия-смотрины и неизвестно, сколько еще условных «ТОЛ»-ов по популярности и качеству могло бы взойти к этому времени. Конечно же, нельзя не признать вклад в поддержание интереса к metal-музыке  и альтернативных фестивалей вроде «Завантаження» или «Руйнація» за былые годы, но их эффект ограничивался разве что возможностью свести любителей тяжа под одной крышей на несколько часов, тогда как BUMA становиться полноценным рецензентом качества и процессов жанра внутри страны на всеобъемлющей ежегодной основе.

Собственно, вот в чем и заключается её главная ценность — в Украине заложен частичный фундамент механизма, который в развитых странах уже давно стал индустрией. Теперь же коллективы конкурируют между собой, повышая качество своего контента, чтобы слушатель мог выказать им глобальное, по местным меркам, признание, тем самым подтверждая, что все их затраченные силы, средства и желание останутся не только в плей-листах ближайших пяти друзей с района. Что еще важнее, она подталкивает к появлению новых проектов с новыми идеями, которые также жаждут получить своих 40 минут славы.  Каков же эффект? Наверное, и вы могли заметить, что большинство участников и победителей номинаций BUMA на следующий сезон попадают в поле зрения, как маленьких, так и больших фестивалей страны, а для подобной музыки это считается настоящим достижением и крайней необходимостью. Это ставит коллектив на путь заметного существования, а то и коммерческих бонусов. Ведь все музыканты мечтают зарабатывать своим творчеством. И пускай эта возможность в Украине для них все еще достаточно призрачная, обороты уже набираются, и нужно лишь запрыгнуть в поезд упорства и поиска качественных идей.

 

ФОРМАТ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

На сегодняшний день премия выдвигает 3 номинации: «Лучший metal-альбом года», «Лучшее музыкальное видео года в жанре metal» и «Лучший metal-коллектив года». На первый взгляд все самое основное присутствует, но после пяти лет существования стоит пристальнее взглянуть на подобный формат.

За все прошедшие годы BUMA превратилась в инструмент прямо влияющий на успехи жанра в стране. С альбомами и клипами все вполне демократично и прозрачно – берутся во внимание все качественные (а часто даже и не очень) работы для оценки группой компетентных в данной области людей. Но существует некая неопределенность в том, как коллективы попадают в число главных номинантов. И речь идет отнюдь не о том, что какие-то группы «дают на лапу» организаторам, чтобы туда попасть, как кто-то мог успеть подумать. Но уже не один сезон в среднем от 1-го до 3-х номинантов  выглядят, мягко говоря, выбранными больше по вкусу самих организаторов, чем по уровню выданных ими работ или количеству шоу относительно других групп-конкурентов конкретного сезона, которые смотрелись бы в их числе более оправданными по данным критериям. И даже если это так – такое было допустимо на протяжении предыдущих пяти лет, потому как это формат людей, которые эту премию основали, и им бы хотелось иметь за собой это право. Сегодня же она переросла во что-то более влиятельное для целого жанра, и должна бы приблизиться к более прозрачным механизмам своего функционирования ради максимально независимой и уравновешенной оценки.

Все это сводится к тому, что пора бы гласно прописать правила попадания коллективов в номинацию «Группы года». Как вариант — коллективы (которые сами решат, что им по уровню побороться за главную номинацию) в отведенный для заявок период, отправляют сформированной комиссии заполненную по критериям анкету, в которой были бы прописаны все выпущенные за год релизы, клипы, объем туров и особые достижения (будь то рецензия зарубежного издания или совместная работа с известными исполнителями). После анализа всех анкет были бы отобраны самые трудолюбивые, качественные, а также признанные аудиторией и СМИ за сезон коллективы. И поскольку «Лучший metal-коллектив года» – очень важный статус, голосовать по нему было бы логично не парой сотен людей на самой премии, а открытым голосованием на устойчивой онлайн-платформе. Люди со всей страны на протяжении нескольких месяцев (например, ноябрь-декабрь) смогли бы сами просмотреть и прослушать отобранных, пускай, 10-15 претендентов и честно отдать свой голос за одну из них. Таким образом: первых шесть в списке голосования сезона могли бы быть представлены номинантами на «Лучший Live Премии» и один-два – отобраны организаторами или собранной комиссией, но уже на более прозрачной основе. На самом событии были бы объявлены конечные результаты всеукраинского голосования, и так мы получили бы именно «Лучший metal-коллектив года в Украине», а по традиционному билетному голосованию – «Лучший Live». Такой подход заставил бы группы с начала года стараться выкладываться на протяжении всего сезона во всех аспектах, тем самым повышая общий уровень данной музыки в стране.

Также, введение дополнительных номинаций и ограничений позволило бы избежать неравенства  по фактору фанатской популярности. Достаточно было бы ввести номинацию «Свежая кровь» или «Прорыв года», чтобы в премии регулярно принимали участие дебютирующие проекты, при этом оставляя себе шансы побороться за приз среди равных себе по статусу на текущий момент.  А не когда условные Jinjer или Space of Variations (у которых фан-база чуть ли не самая большая в жанре) априори убивают шансы новичков быть отмеченными. Сбивает с толку также и то, что одни и те же два украинских коллектива за 4 года становились дважды «Группой года» по текущим правилам. Тот же фактор фан-базы здесь сильно влияет на равенство шансов. Вот если бы на дальнейших событиях существовали некие ограничения! Скажем, группа не может участвовать в голосовании за «Коллектив года» следующих два сезона, после победы в данной категории, но может бороться за участие в номинации «Лучший Live» хоть каждый сезон, если она сама того захочет и не надоест публике за предыдущие заходы. Это помогло бы выдержать интригу мероприятия на долгосрочной основе, а также дать шанс остальным достойными проектам показать себя.

Не существует никакого заблуждения касательно причин, почему в предыдущие сезоны топ-группы из года в год были в числе выступающих: организаторам нужно как-то привлечь публику на мероприятие. И здесь возникает серьезная дилемма: продолжать жертвовать равновесием ради толпы в зале, или же пришло время прогрессировать в сторону баланса? Это хорошо, что у нас есть такие коллективы, которые так сильно по нраву публике, и никто не преуменьшает их заслуг или права на все те победы, но не должно ли быть всего в меру? В первую очередь ради развития всего жанра в целом. А то ведь в 2018-ом, допустим, вернуться с релизом альбома и туром по Украине Morphine Suffering (фан-базу которых также можно причислить к наибольшим в стране) и настанет время очередной топ-команды второй раз за 3 года забрать себе главный приз, заранее помахав ручкой всем остальным достойным коллективам.  Нельзя не отметить и тот факт, что главный приз сейчас называется — «Лучший украинский metal-band года», хотя, по сути, он должен быть обозначен как «Лучший Live» в рамках BUMA, поскольку голосуют слушатели только присутствующие конкретно на этом мероприятии, и оценивают лишь сам Live, который для них подготовила группа. Поэтому не совсем правильно по итогам одного Live-а называть коллектив лучшим за весь год.

Забавной проблемой выглядит и тот факт, что некоторые стили metal-жанра звучат на премии очень редко, и причины тому, как многие могли бы подумать, не в организаторах. Кто-то когда-то решил, что направления экстремального металла вроде death, pagan, black, crust и т. д. –  у нас отдельная каста и как бы существуют вне «мейн-стримового металла». И что еще хуже, так думают сами их представители! Но извините, где вы видели, чтобы хоть какая-то metal-музыка в Украине была «мейн-стримом», когда вся она в андеграунде как была, так там пока что и остается, изредка выбиваясь разве что на какие-то open air-ы. Все стили имеют свои особенности, но все они являются представителями одного жанра. В премии уже участвовали и весьма успешно группы из подобного разряда, как те же 1914 или Sectorial. И беда остальных проектов подобного рода лишь в том, что они заблуждаются, будто эта премия создана лишь для стилей с приставкой -core или каких-то там еще. BUMA всегда старалась охватывать весь отечественный потенциал metal-музыки, и довольно часто в пятерку лучших претендентов на альбом года попадают работы именно «отделившихся» направлений. И даже в ушедшем 2017-ом лучшим был выбран «Істина» black/pagan группы Nokturnal Mortum, что уже доказывает ошибочность таких взглядов. Наличие подобных коллективов в программе (если бы они прозрачно попадали в сезон, что вполне реально) знакомило бы слушателей со всеми сторонами  жанра. Это не превратило бы премию в какую-то black-metal мессу, а лишь помогло бы избавить людей от незнания и штампов об этих стилях.

Ну и немного о перспективах. Премия уже воспринимается важным элементом музыкальной сцены Украины, а значит, не плохо бы постепенно наращивать и масштабы, открывая для нее новые грани. В 2017-ом году BUMA показала, что её потолок в текущем состоянии достигнут, и в каком-то смысле начинается стагнация. Неплохим решением смотрелось бы повышение наградных преференций. Чем круче награда – тем больше мотивация музыкантов делать все качественно, тщательнее готовить свое шоу под главное итоговое событие года и в целом держать тонус своей карьеры.  К примеру, в качестве призов было бы круто предложить и что-то более значимое, чем статуэтка на память. Можно было бы попытаться заранее договориться об участии победителей BUMA на крупных фестах страны, а то и на зарубежных. Даже денежные бонусы смотрелись бы хорошей поощрительной мотивацией. Организовать тур (что было бы очень важной наградой для более молодых участников), или даже попытаться свести победителей с мировыми топ-лейблами ради европейского букинга, ведь украинские проекты уже начинают доказывать миру, что имеют качественные идеи в своем арсенале. Как знать, может быть один из последующих победителей BUMA стал бы лицом Napalm Records, Nuclear Blast или Warner Music благодаря своевременным инициативам.

Идея экспорта лучших коллективов, признанных всей страной, заграницу – отличная современная практика для популяризации отечественной музыки. Но все, конечно же, зависит от того, насколько успешными окажутся  организаторские поиски возможностей для реализации подобного апгрейда. Это довольно серьезные шаги, которые сами себя по щелчку пальцев не сделают. Также, не менее важным моментом прогресса, является осознание повышающегося из года в год влияния мероприятия. Если учесть все эти факторы и правильно составить в единое целое – The Best Ukrainian Metal Act стал бы одной из самых полезных премий в стране, и кое-кто мог бы ей даже позавидовать. В свою очередь, все это могло бы значительно поднять внимание аудитории к жанру и мероприятию, а количество посетителей в перспективе могло бы куда менее зависеть от наличия Jinjer в line-up. Билеты можно было бы попытаться реализовывать не по копеечным ценам в 150 грн, а по более среднеконцертным (около 400-500 грн), ведь событие проходит и так всего-то раз в год, а теперь еще и глядите на каком уровне! Там уже не далеко и до очереди из спонсоров и рекламодателей, что также могло бы помочь в реализации масштабов и достижении прогресса.  Поэтому мы все с надеждой смотрим в будущее, ведь без этой премии уже трудно представить развитие тяжелой сцены в Украине. Остается лишь двигаться к новым горизонтам, которые, надеемся, в скором времени покорятся бессменным организаторам The Best Ukrainian Metal Act и их команде.

 

BUMA 2017

– «Ну шо, як тобі?»

– «Та в цей раз шось так собі»

Такой отрывок диалога двух посетителей можно было услышать при выходе из клуба «Бинго» по окончании события. И в какой-то мере с ним можно согласиться, ведь он вполне подходит под  описание того, каким получилась The Best Ukrainian Metal Act 2017 и вот почему. Главной проблемой в этом сезоне, которая серьезно подпортила выступление каждого из номинантов, было качество звука. В сезоне 2016-ть, кажется, был самый идеальный звук за все пять лет, поэтому уже на следующий год этот недостаток было легко определить в сравнении. Почему так получилось в этот раз – вопрос технический, и на 100% может быть раскрыт лишь через анализ самой команды организаторов. Возможно, пора бы проразнообразить аппаратную составляющую на время премии и проверить пересекаемость звуковых потоков в зале. Также неплохо было бы по возможности собирать коллективы для саундчека в первой половине дня до начала мероприятия, чтобы создать четкие пресеты настроек для самого шоу, и не сбивать атмосферу вечера затяжными мучениями у стеков и себе и публике.

Любой из подходов мог бы спасти в этот раз качество выступления того или другого коллектива и этим же повлиять на впечатление слушателей. Ведь в чем смысл Live-а если ты не слышишь не саундпочерк, не нормальных очертаний гитарных партий, а только звучащий у каждой группы один и тот же смазанный high-gain? Общие положительные черты также присутствовали. Порадовало хоть и небольшое, но все же прибавление количества публики. Многие ждут, когда уже «Бинго» начнет трещать по швам от слушателей, ведь свободного пространства все еще многовато.  Мелкий антураж вроде гейзеров иногда радовал глаз, но не радовали хаотичные сбои света, которые также в этом контексте проигрывают сезону 2016-го и некоторым более ранним. Вдобавок, нельзя не озвучить самый позитивный момент премии, который касается всех сезонов: публика и музыканты свободно могут пообщаться в зале, сфотографироваться в фойе или просто угостить друг друга выпивкой. Такой близкий коннект стирает границы недопонимания между двумя фундаментальными частями украинской metal-сцены.

И, конечно же, о выступающих. В качестве номинантов на «Лучший Live» играло большинство дебютантов премии. Так что начнем с конца.  Самыми слабыми показались музыканты из Beyond the Pleasure, и непонятно почему их место изначально не предоставили более качественным на текущий момент проектам. Их melodic deathcore практически не раскрылся ни в одном аспекте, от части, возможно, из-за проблем со звуком. Тем не менее, и в качестве техники вокалиста уверенности было мало. Открытость к залу и дополнительный антураж – это, конечно, приятные бонусы, но в музыкальном и, по сути, главном смысле – группа провалилась, и лучше бы им начать работать не над пиаром и стойками с флагами, а над уровнем своей музыки, чтобы реабилитироваться в будущем перед публикой. Ношу «открывающих» в крайнем сезоне взяли на себя IGNEA и  справились вполне достойно. Бронза – довольно оптимистичный результат для этих ребят, которые впервые принесли на премию звучание стиля oriental. Полной кашей доносились супер-перегруженные риффы alternative metal группы Azathoth Circle. И если вы ранее не слышали живьем музыку этих ребят, то понять, как они звучат в адекватном выведении, вам было бы в этот раз не судьба. Кроме протяжного экстрим-вокала и ударных в зале мало что вообще можно было разобрать. Но танцевального настроения вокалистке было явно не занимать.

Ближе к сливкам. Второй сезон подряд приглашены одесситы The Nietzsche. И это еще один случай, когда не совсем логично выглядит их наличие в line-up, ведь за год они отыграли не так и много, да и релизов особо не было. Главная их сила, которая, безусловно, сработала на ура и в этот раз – юмор, костюмы и чудаковатая безбашенность Евгения Тымчика, которая иногда вредит его физическому здоровью. Музыкально все осталось на том же хорошем уровне, на котором они отыграли в былой сезон. Сет mathcore проекта Bojevilla – это действительно «божевілля», но в хорошем смысле этого слова. Одно из самых привлекательных выступлений сезона несомненно за ними. Чего стоит только момент с вынесенным на сцену вокалистом в мешке для трупов, или смена инструментальных амплуа между участниками во время игры. Энергетический хаос этих ребят бил фонтаном аж до барной стойки. И к слову, их сет по качеству звучания также был одним из самых чистых, хотя кто бы подумал – mathcore! Если кто и должен был попадать в тройку лучших, так это они.

Главная борьба завязалась, вполне ожидаемо, между одной из самых популярных на сегодня metal-групп Украины и супербендом, собранным из признанных топ-коллективов. Речь идет о винницкой metalcore/phc группе Space of Variations и киевской progressive metal формации VELIKHAN. Образование супербендов такого уровня и опыта для Украины – дело достаточно редкое, и поэтому на него резко все обратили свои взоры, словно на хвост кометы в небе. Их ЕР «Oh Lord!» – что-то по-настоящему новое в наших краях, ведь сочетание такой ритмичности и структурированности треков с хип-хопом и мясистым экстрим-вокалом а-ля Брент Хайндс (Mastodon) – идея просто потрясающая! Их выступление было главной интригой сезона. И хотя сходу набить накал своего сета у них не получилось, кураж догнал участников уже спустя пару треков. Некая закрепощенность в поведении читалась у Никиты Обушенка в первой половине выступления, но затем он вспомнил на каком мероприятии выступает и выдал мощный врыв, как подобает фронтмену столь крутой коллаборации. Проект, со слов организаторов, проиграл всего в пару голосов, и в этом есть смысл, ведь о нем только-только начали узнавать любители тяжа, и свою победу он, будьте уверены, еще возьмет в последующих сезонах. Вопрос лишь — за альбом или за Live?

Второй раз в истории BUMA главную победу получают винничане Space of Variations. Коллектив, который умеет качать толпу на всех уровнях. Их metalcore показывает один из лучших примеров звучания стиля в Украине. Ребят любят большие фестивали, что отображается и в объемах их фан-базы. Два года назад они выстрелили внезапно и так сильно, что не устоял даже гигант вроде Megamass, хотя на тот момент винницкий коллектив не имел такой масштабной славы и выбил честной подачей за один присест. В 2016-ом они выпустили свой первый англоязычный альбом «Blackmail», который показал их новых музыкальный ориентир, возглавивший по качеству весь metalcore/post-hardcore в стране. Во все те годы были весомые опоры для тех результатов, которых они добились. В сезоне 2017-ть – их триумф можно засчитать в каком-то смысле «по инерции». Для их победы совпали многие факторы: сезонное «безрыбье» в жанре, главный оппонент открылся общественности всего за какой-то месяц до события, и довольно средний набор конкурентов в номинации. Эти парни не умеют выступать вполсилы, за что их нельзя не любить, но в этот раз мы услышали все до боли знакомое нам по прошлым сезонам, разве что теперь с более явными недостатками в звуке. Многие догадывались заранее, что такой результат будет вполне реальным – таким он и вышел. Интрига не выстрелила. Но и сказать, что SoV не заслужили в очередной раз максимальной похвалы нельзя. Вопрос лишь в том, на что повлияет эта вторая статуэтка при их текущем статусе. Закрывали премию победители прошлого сезона, одна из лучших top-metal групп Украины, а уже в скором времени и мира – Jinjer. Многого в этот раз о них не сказать, так как их сеты уже обтесаны массой зарубежных туров и эта уверенность в пачке с качеством вряд ли когда-либо исчезнет, но звук-то подпортили даже им, что явно не скрасило выступление долгожданных гостей.

Конечно же, все выше описанное никак не претендует на единую и непоколебимую истину, как и любое мнение в мире музыке, но признание некоторых очевидных фактов было бы уже положительным его итогом. Пять лет премии уже позади, и в будущем нас ожидает еще много неожиданных сюрпризов и разочарований. Но главное – The Best Ukrainian Metal Act остается с нами и продолжает дарить коллективам признание, в котором они таки нуждаются, ну а слушателям – отличное настроение, словно прыгающий по сцене в одних трусах и цилиндре экс-гитарист Jinjer – Дмитрий Оксень.

Итоги:
Лучшая metal-группа Украины в 2017 – Space of Variations (и ранее в 2015).

Лучшее украинское музыкальное видео в жанре metal – «Party на Прикарпатті», Karna.

Лучший украинский metal-альбом 2017 – «Істина», Nokturnal Mortum.

Записал Алексей Князский.
Фото: Яна Кириченко, Алексей Князский, Гера Суликов.