Брайан Ферри, 13 сентября, Киев, Национальный дворец “Украина”

Британская группа Roxy Music, основателем и солистом которой был Bryan Ferry (Брайан Ферри), перевернула рок-музыку сразу же после выхода дебютного альбома в 1972 году. Обилие музыкальных инструментов, продолжительные проигрыши, соло на клавишах и саксофоне, эксперименты с синтезаторами, яркие наряды, блестки, перья и полуобнаженные модели на обложках альбомов – они стали сенсацией, которая оказала огромное влияние на целое поколение музыкантов.

Сам Брайан Ферри, который долго выбирал между карьерой художника и музыканта, привнес в рок-музыку моду, красоту, чувственность и яркий внешний образ. Кроме этого, слушателей покорял его неподражаемый голос и необычные песни с замысловатыми текстами.

После распада Roxy Music Брайан успешно продолжил сольную карьеру, записывая томные баллады и выпуская запоминающиеся видеоклипы, похожие на видеозаписи фотосессий для журнала мод. Последний альбом Брайана “Olympia”, с которым он приехал в Киев, получил хвалебные отзывы критиков и привлек внимание большим количеством известнейших музыкантов, которые принимали участие в его записи.

Среди них - Дэвид Гилмор из PinkFloyd, Джонни Гринвуд из Radiohead, группа Scissor Sisters и даже Брайан Ино, бывший участник Roxy Music, который покинул группу после размолвки с Ферри еще в 1973 году.

Интерес вызвала и обложка альбома с неизменной концепцией: фотография модели, на этот раз - Кейт Мосс. В этом году его заслуги перед развитием музыки были признаны на высшем уровне: Брайан Ферри получил звание кавалера Ордена Британской Империи.

Несмотря на все это, Брайан Ферри в Украине не так уж известен. В день концерта еще можно было купить билеты со скидкой, и среди публики перед Дворцом «Украина» ходили слухи, что будет полупустой зал. За 15 минут до начала концерта Брайан Ферри в зале действительно была угнетающая обстановка: в креслах сидели всего несколько десятков людей.

В конце концов, зал наполнился, хотя организаторам и пришлось спустить зрителей с балкона в партер. К счастью, удрученность рассеялась, как только на сцену вышли музыканты, а затем и сам Брайан Ферри. Несколько зрителей в центре зала сразу вскочили со своих мест и стали танцевать.

Большинство не могли удержаться и танцевали сидя, двигаясь в такт музыке, что неудивительно - первыми двумя песнями были самые известные сольные хиты Брайана - «I Put a SpellonYou» и «SlavetoLove». Вскоре после «Don't Stop the Dance» центральный проход в партере заняли самые активные поклонники – они танцевали, не обращая внимание на протесты сидящих в зале.

Было очень приятно услышать одну из самых ранних песен Брайана, еще с первого альбома Roxy Music - «If There Is Something». Во время этой песни невольно вспомнились видеозаписи живых выступлений группы из 70-х, и воображение рисовало перед глазами яркие наряды и замысловатые прически молодых звезд эпохи глэм-рока.

Кроме неподражаемого Ферри, вниманием зала также завладели музыканты, у которых были свои «моменты славы» во время концерта. Инструментальные соло до сих пор являются незаменимыми элементами музыки Брайана, поэтому музыкантам удалось в полной мере продемонстрировать свое мастерство.

Особенно запомнилась утонченная девушка-саксофонистка, каждое соло которой вызывало море аплодисментов. Кроме саксофона, девушка играла на кларнете и клавишах. Два замечательных гитариста по очереди играли виртуозные партии, а бэк-вокалистки с сильными голосами придавали всему ансамблю визуальную гармонию и красочность звучания.

Это удивительный случай, когда сегодняшние клише рок-музыки - негритянки на бэк-вокале, длинные замысловатые соло и саксофон – ни в коем случае не кажутся клише. В музыке Брайана Ферри они удивительно органичны, и придают ей дополнительную эмоциональность и возвышенность.

Может, это потому, что этот человек одним из первых сделал эти элементы, особенно саксофон, визитной карточкой своей группы.

Песни Брайана Ферри мелодичные и танцевальные, чувственные и меланхоличные. Есть такие, от которых невозможно не двигаться, а есть и завораживающие, от которых замирает сердце.

Во время инструментальной композиции «Tara», сразу после антракта, казалось, что все задержали дыхание – потрясающее соло на кларнете, звездное небо на экране, электронные клавиши Брайана Ферри и акустическая гитара создавали грустную и щемящую музыку.

Задумчиво-меланхоличную часть продолжила необычная «Bittersweet», во время которой на экране показали прекрасные иллюстрации и анимацию.

К моменту, когда зазвучала «Love Is the Drug», грусть рассеялась и наступила танцевальная часть. Во время блюзовой «Let's Stick Together» - кавера на Уилберта Харрисона - Брайану наконец-то удалось расшевелить весь зал: публика стала пританцовывать стоя, хлопать и махать руками.

Кроме этого, Брайан играл на губной гармошке, и под конец песни экспрессивно выбросил ее из рук. Кроме своих песен, Ферри исполнил довольно много каверов – две песни Боба Дилана, вышеупомянутую песню Уилберта Харрисона, «Jealous Guy» Джона Леннона и «I Put a Spell on You» блюзмена Скримин Джей Хопкинса – эту песню перепевали множество раз, но версия Ферри является одной из самых популярных. «Jealous Guy» Ферри поет еще с 80-х, и в этом туре он ею завершает свои концерты. Можно сказать, что в его манере исполнения эта песня уже звучит как своя собственная.

Стоит отметить, что Брайан Ферри и в 66 лет не смеет изменить изысканному стилю – черный костюм и галстук, темная рубашка, прекрасно подобранные видео на экране, девушки на подпевке в платьях из пайеток – все было визуально продумано, не было ничего лишнего. Кроме музыкантов и вокалистов, в шоу участвовала танцовщица. Она танцевала во время нескольких песен, меняя стиль в зависимости от песни – от эротичного танца до современного балета. Публика щедро аплодировала, и Брайан несколько раз тепло поблагодарил зал. Освещение сцены было очень приглушенное, и за все время концерта яркий свет ни разу не направился на самого Брайана Ферри.

Только под конец концерта, особенно во время «Let's Stick Together» свет стал ярче, а атмосфера - веселее: можно было увидеть улыбку на лице Брайана и несколько его “фирменных” сценических движений.

Вчера стала широко известна новость о недавней смерти известного художника Ричарда Гамильтона, который был преподавателем Брайана Ферри в университете и оказал на него огромное влияние в молодости. В своем комментарии прессе Брайан сказал, что это для него как «завершение целой эпохи». Возможно, поэтому на концерте в лице музыканта иногда читалась грусть.

Несмотря на то, что некоторые моменты могли омрачить концерт, был невероятен сам факт того, что в Киеве выступил музыкант такого уровня. В конце концов, самым важным остается то, за что мы любим исполнителя, а не то, чего ему не хватает. Хоть лицо и голос уже не те, что были прежде, все равно концерт будет праздником для преданных поклонников. Если в зале были те, кто знал, что перед ними – человек, который навсегда войдет в историю современной музыки, кто знал его песни и поражался его таланту и артистизму, даже те, кто просто пришел на концерт из любопытства и не смог усидеть на месте – все остальное перестает иметь значение. Остается только прекрасная музыка и человек, талантом и усердием которого можно только восхищаться.

Сет-лист:
1. I Put a Spell on You (Screamin’ Jay Hopkins cover)
2. Slave to Love
3. Don't Stop the Dance
4. Just Like Tom Thumb's Blues (Bob Dylan cover)
5. If There Is Something
6. Make You Feel My Love (Bob Dylan cover)
7. You Can Dance
8. Alphaville
9. Reason or Rhyme
10. Like a Hurricane (Neil Young cover)
11. Tara
12. Bitter Sweet
13. Smoke Gets in Your Eyes
14. Avalon
15. Oh Yeah
16. My Only Love
17. Love Is the Drug
18. Let's Stick Together (Wilbert Harrisson cover)
19. Hold On (I'm Coming)
20. Jealous Guy (John Lennon cover)

Автор: Настя Кухаренко
Автор: Люба Кухаренко

Тоже интересно:
Roxette посетили Киев (Киев, Март 2011)
Отчет с концерта A-ha в Киеве (Киев, Ноябрь 2010)

Фото Bryan Ferry, Киев, Национальный дворец “Украина”: