Прошло лишь пару недель, как в Киеве завершился третий сезон одного из самых ожидаемых украинских фестивалей года – Atlas Weekend, а настроение от его атмосферы все еще не испарилось. Редакция ROK.KIEV решила проанализировать, каким он запомнился в этом году, и чем удивлял своих посетителей.

ИНФРАСТРУКТУРА ФЕСТИВАЛЯ

Первым и очень важным плюсом в копилку команды можно смело называть «повзрослевший» подход к умению учиться на своих ошибках и (что еще важнее) исправлению их с учетом тщательного отслеживания мнений посетителей прошлых лет. Глобально: никаких хаотичных очередей, грубых фестивальных стюардов или охраны на пропускных пунктах, неразберих с проходом-выходом.

В этом году все стало более лояльно и по-европейски. Приятным и не менее важным аспектом оказалась технологическая портативность. Бесперебойные и быстрые финансовые расчеты за счет магнитных кошельков-браслетов, изобилие программных буклетов, точное мобильное приложение для отслеживания расписания и территории с функцией составления персонального лайв-листа, а также усилители связи по периметру фестиваля (хоть и всего для одного оператора) подняли планку комфортабельности на новый уровень. Да что там, даже традиционные дожди, которые регулярно идут в дни фестиваля, были обезоружены выдачей бесплатных дождевиков.

Пожалуй, лучшим фестивальным фудкортом обзавёлся именно Atlas Weekend: вдоль центральной аллеи можно было попробовать всё – от стритфуда до традиционной кухни по вполне демократичным (как для фестиваля) ценам. Единственным минусом в этом плане было небольшое количество точек продажи питьевой воды, которые еще нужно было поискать, в то время как алкоголь заполнял всевозможные уголки ВДНХ.

Упомянув о минусах, возможно, стоило бы внести в этот список и скупенькое наличие альтернативных видов развлечений на территории. Гости из других городов и стран, которые предпочли проводить большую часть дня на ВДНХ, обрадовались бы игровым зонам с более широким ассортиментом, чем пара компактных аттракционов. Для тех, кто предпочел не оставаться на территории экспоцентра в ночное время, было продлено время работы метро на час. Но достаточно ли было этого часа? Вопрос для многих до сих пор открытый. Впрочем, по сравнению с прошлым годом, фестиваль действительно провел исправительную работу над ошибками по высшему разряду, включая один из таких важных моментов как размещение концертных площадок, которых было целых восемь. И хотя полноценно изолировать слышимость рядом находящихся сцен не удалось, того, что получилось достичь, оказалось в большинстве случаев достаточно, чтобы быть погруженным в нужное выступление.

LINE-UP И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Сами цифры — 8 сцен, более 200 имен артистов и посещаемость (по разным источникам) около 300 тысяч за пять фестивальных дней выводит Atlas Weekend в лидеры среди всех фестивалей страны по масштабности и популярности. Но, если посмотреть на имена в лайнапе текущего сезона, можно было бы признать тот факт, что бюджетом на хедлайнеров на данном этапе AW выглядит внушительнее любого украинского конкурента. В прошлые годы звучало много критики в адрес фестиваля в контексте того, что он «топчется на месте», приглашая два года подряд во многом затертых украинских хедлайнеров (от которых публика изрядно подустала) без какой-либо ощутимой альтернативы из-за рубежа. Теперь же картина отчасти изменилась,  сразу после того, как были объявлены один за другим гиганты мировых фестивалей вроде отцов рейва и брейкбита The Prodigy, талантливого лирика John Newman, стадионщиков Kasabian или сливок северноевропейской поп-электроники Röyksopp. При подобных раскладах со всей страны помешанные на музыке и обычные ностальгирующие по молодости украинцы съехались в Киев.

Стратегия организаторов просматривается весьма ясно: вложиться в тех артистов, которые охватывают не только молодое поколение, но и парочку «бывалых». Плюсуем к ним популярных отечественных артистов вроде ONUKA или MONATIK и несколько СНГ-шных, наподобие Brainstorm – и получаем формулу посещаемости made in Atlas Weekend. И пусть это не звучит как осуждение, ведь выглядит все это самым эффективным подходом для всех, кто собирается делать размашистый фест в Украине с расчетом на большую посещаемость. Как бы прискорбно не было признавать, но массовый слушатель в нашей стране еще не готов к лайнапам почерков Primavera, Sonar или Glastonberry, где арт-директора каждый новый сезон заполняют программу преимущественно свежими именами мировой сцены, которые были благосклонно приняты критиками. И причина этому также весьма проста: мир уже привык к громким фестивальным именам, тогда как в Украине большинство из них и вовсе не бывали. Поэтому догонять нам развитые фестивали-долгожители предстоит еще очень долго, прежде чем мы сможем позволить экстравагантные и небанальные лайнапы, собирающие хотя бы 100 тысяч человек.

Тем не менее, оглядываясь на прошедший AW, нельзя сказать, что организаторы слишком уж «удивили» свою аудиторию, с учетом того, что многие украинские артисты, которые играли – вновь выступили в амплуа завсегдатаев. Те же главные хеды — The Prodigy или Kasabian местной аудитории уже знакомы. Никаких сюрпризов, за исключением Джона Ньюмана и Röyksopp. Что же, собственно, показали участники фестиваля? В двух словах о некоторых интересных, на наш взгляд, выступлениях AW 2017.

ВЕРКА СЕРДЮЧКА

Культовый артист, ярко передающий айдентику украинской ментальности на протяжении более чем двух десятилетий. У кого-то с юности, а у кого-то с детства и до сегодня песни Андрея Данилко в его эпатажном образе вызывают ассоциации с безудержным «весельем по-украински». И хотя Сердючка в последние годы, по сути, не играет большие сольники, выступление на AW показало, кто был настоящим украинским хедлайнером сезона на Atlas Weekend. Если уж рок-слемы просочились и на её концерты, что еще может нас удивить? Отличный сет из смеси самых олдскульных треков и более позднего творчества под аккомпанемент живых духовых звучал максимально насыщенно для раскрытия подобного репертуара. Всё что стоит сказать – Звезда зажгла, шо Мама не горюй. К слову, сама Сердючка подтвердила информацию, что впервые за несколько лет намечается большой тур, по результатам которого будет решаться — уйдет Верка со сцены или же стоит ждать продолжения банкета.

АНТОХА МС

Российский хип-хоп-трубач Антон Кузнецов за несколько лет показал на собственном примере, как опираясь на талант, умчать из андеграунда до многотысячных лайвов и солд-аутов в клубах. В Украине публика подхватила на руки москвича гораздо быстрее, чем на родине. Своеобразный стиль исполнения и романтично-бытовая лирика,  идущая, что называется, от души, покоряет всё большее число почитателей нестандартных артистов. Многие посетители отмечали некоторое удивление количеством присутствующих на его выступлении в рамках Atlas Weekend. Антон сумел собрать на ВДНХ (возможно, и к своему личному удивлению тоже) огромную массу слушателей. В последний год им заинтересовался Иван Дорн, который на фоне собственных противоречий с аудиторией в стране, решил поддержать одного из своих любимчиков, выступив с ним совместно на одной сцене.

JINJER

Хотелось бы отметить тот факт, что тяжелая музыка в Украине начинает пробиваться на масштабные фестивали максимального уровня. И хотя это явление все еще очень редкое, хочется верить, что тенденция в будущем разрастется. На данный момент, Jinjer — единственный украинский метал-коллектив, успешно зарекомендовавший себя в странах Европы и в остальном мире. В прошлом году группа из Горловки, после выхода своего второго полноформатного альбома «King of Everything», подписалась на один из крупнейших тематических лейблов. Кроме того, формация стала победителем ежегодной премии альтернативной музыки The Best Ukrainian Metal Act 2016. На волне растущей популярности, команду пригласили выступить на Atlas Weekend. Музыканты сумели выдать качественный получасовой сет, составленный преимущественно из треков последнего альбома. В лучших традициях, присутствовали все компоненты: суровые слемы под сценой, подвижный грув и сильные вокальные вариации от фронтвумен Татьяны Шмайлюк. Любители музыки «потяжелее» определенно остались довольны подобным артистом в столь мейн-стримовом лайнапе фестиваля. Jinjer, достигнув новой для себя планки в пределах страны, отправились в дальнейшее европейское турне, покорять новые вершины.

MANEKEN

Собственный проект продюсера Евгения Филатова приятно удивил сочным звучанием и подходом к выступлению. В записи его музыка воспринимается более плоско, но когда Женя выходит со своими музыкантами к публике – все коренным образом переворачивается. Бодрый электроник-фанк в духе Jamiroquai дарит замечательное танцевальное настроение. Теплый звук и скрупулезная сыгранность приятно бросается в глаза и уши. И хотя собственного музыкального почерка в последних работах наблюдается не так много, качество отчасти это оправдывает.

ONUKA

В один из фестивальных дней в очередной раз порадовала Наталья Жижченко со своим электронно-фолковым проектом ONUKA. Немалая территория Западной сцены не смогла вместить всех желающих послушать главную сенсацию последних лет. С подобными масштабами логичнее было бы перенести выступление Наты и её музыкантов на площадку размеров Главной сцены, тем более, что её проект уже доказал, что его место там должно быть не менее гарантированным, чем у тех же Бумбокс или MONATIK. Прозвучала обширная программа из треков прошлых релизов, а также некоторые из нового альбома «MOZAЇKA», выход которого стоит ожидать уже  в ближайшие месяцы.  ONUKA выдали очень поглощенный и драйвовый сет, а иначе быть и не могло перед такой-то многотысячной аудиторией, которая с радостью танцевала и наслаждалась любимыми песнями.

NOTHING BUT THIEVES

Английские альт-рокеры вернулись спустя год в Киев, чтобы снова выступить перед своими фанатами. Многие ожидали их сета, чтобы насладиться интересным вокалом Конора Мейсона под подвижный брит-рок, ставший в 2015 году одной из главных сенсаций жанра. Если после прошлогоднего выступления в рамках UPark некоторые отмечали их непримечательное выступление, то в этом году критики ощутимо прибавилось. Вокалист большую часть сета очень лениво мялся у микрофона и без особой охоты пел свои партии. Какую-то динамику пытались задавать остальные участники коллектива, которым в этот день на AW явно было выступать с виду приятнее.  Возможно, Конор уже так привык к фестивалям уровня «Glasto» или Reading, и по его скромному мнению на выступлении в Украине можно и пофилонить… Мы можем лишь догадываться, а это останется на его совести. Тем не менее, невзирая на слабое выступление, было и несколько проблесков света. Одним из таковых можно назвать новые треки из будущего альбома «Broken Machine», которые NBT сыграли для киевской публики. Ну и небольшой сюрприз в виде исполнения трека «Trip Switch» совместно с Юлией Саниной из The Hardkiss. Можно предположить, что будущий альбом британцев будет не хуже дебютного, но если их отношение к уровню выступления на лайвах во всех странах, где они играют, не уровняется, положительных отзывов от фанатской базы им явно поубавится.

KASABIAN

Лестерширцы вернулись в Киев спустя пять лет после дебютного выступления на новооткрытом НСК «Олимпийский». Наверное, мало кто сомневался, что они приедут вновь, хоть и подождать пришлось изрядно. Одно из самых ожидаемых выступлений сезона без сюрпризов собрало на Главной сцене многочисленную толпу. Группа привезла с собой свеженький альбом «For Crying Out Loud». И поскольку релиз состоялся совсем недавно, не так много фанатов успело заслушать пластинку до дыр, чтобы понимать «с чем ее есть» и как ее петь на концертах. Поэтому хорошо, что коллектив традиционно сыграл давно узнаваемые хиты на радость толпы, тонувшей в рок-ностальгии.  Kasabian в своей музыке бывают весьма разными — от почти депрессивных до очень танцевальных. Что подкупает каждый раз на их выступлениях – харизма дуэта Пиццорно и Мейгана, которые те еще шкодники.  Этот сет не стал исключением, и настроение было в большей мере танцевальным и заряженным. Группа вполне оправдала свой «стадионный» почерк, который так ценится в среде массового слушателя.

YELLOW CLAW

Голландские трэпперы стали главными персонами ночной программы на AW. После насыщенного дня на ВДНХ многие решились остаться ради «Желтого когтя», чтобы максимально качнуться под покровительством вечерники Basside. Все в лучших традициях: алкогольный угар, фаеры, конфетти и  невероятный обмен вайбом сделали свое дело, чтобы ночь прошла на высоком градусе в лучших традициях Basside вечеринок.

JOHN NEWMAN

Очередной британец, зарекомендовавший себя в музыкальном мире на наивысшем уровне.  Джон — еще совсем молодой исполнитель, но при этом в его творческом арсенале почти сразу появились глубокие мысли, трансформированные в сценический талант. Если Nothing But Thieves вышли на сцену с настроем как за станок на заводе стать, то Ньюман выплеснулся на неё океаном эмоций, которыми хотел поделиться на первой встрече со своими украинскими слушателями. Артист с максимальной отдачей и глубиной выдавал каждый трек своей программы, в которой нашлось место самым узнаваемым хитам вроде «Love Me Again» и «Feel the Love». Даже те, кто не являются фанатами сольных лирических артистов, отмечали, что этот парень уверенно делает то, что любит и у него это отлично получается.

PRODIGY

Если от какого-то фестивального анонса всем и сорвало крыши в этом году, то уж точно после объявления на Atlas Weekend сверхпопулярных на территории СНГ британских королей рейва – вечно чумачечих The Prodigy. С началом 90-х их музыкальный феномен прокатился волной безумства по всему миру, и катится до сих пор уже на протяжении более чем 25-ти лет.  В Киеве группа не первый раз, но принимают их всегда как в последний.  Ведь неизвестно, сколько еще смогут держать концертный тонус безумцы из Эссекса. Отталкиваясь от того, каким получился их последний на сегодня альбом «The Day Is My Enemy» можно предположить, что пороху в пороховнице еще хватит на целую армию.  Шестьдесят тысяч под одной сценой – это уже никакие не шутки, а когда эта толпа состоит из нескольких поколений, в которые, возможно, входят дети, родители, а то и дедушки с бабушками – либо надевай каску, либо беги и прячься.

Как только начал звучать культовый «Breathe» стало ясно, что голодным после этого концерта вы никак не уйдете, потому как пылью вас накормят знатно. Почти непроглядные двухметровые столпы пыли от сумасшедших слемов с фаерами от самой сцены до режиссерской рубки и далеко за ней, ознаменовали традиционный для сетов данного коллектива рейв. TheProdigy имели личный повод выложится в этот раз на максимум перед киевской публикой, ведь именно 30-го июня исполнилось ровно 20 лет одному из самых культовых альбомов их дискографии – «The Fat of the Land». Логично, что англичане не могли не отдать дань пластинке через треки в сет-листе.  Незатухающие стробоскопы, усилители звука и неугомонные электронщики сотворили то, что посетители запомнят на многие годы.

HARDKISS

За время фестиваля Юлия Санина успела побывать дважды репортером, спеть с зарубежными гостями и, конечно же, выдать потрясающее выступление со своей электроник-рок группой The Hardkiss. О их популярности в Украине говорить смысла особо нет, ведь отечественных коллективов, способных собрать два дня подряд солд-ауты в Stereo Plaza априори не так и много. Явной особенностью их сета стоит выделить настрой на мощный разрыв толпы. Формация подготовила лайв-сет из максимально громких и качающих треков, а некоторые намеренно подстроила под подобную подачу. Ну, open air же у нас, или как? Нужно качать народ.  С этой задачей команда справилась более, чем отлично. Вся концертная зона погрузилась в отрыв под драйвовый голос Юли и музыку остальных участников. Меньше гламура – больше звуков бура. Почаще бы слышать таких заряженных The Hardkiss.

RÖYKSOPP

Дебютанты в украинских лайнапах. Норвежцы были некой загадкой, ведь никто особо не понимал чего ждать на их сете. Как оказалось, проект подошел к выступлению со своим традиционным эпатажем. Ветродуй, конфетти, пьедестал и заманчивая поп-электроника стала приятным бонусом в программе фестиваля. Моментами, правда, смотреть было интереснее, чем слушать, когда звучание стало напоминать практически «минусовку», большей мерой именно в вокальном сопровождении. Тем не менее, фанаты коллектива получили шанс увидеть живьем своих любимчиков.

`68

Если кто и был королем рок-н-рольного задора, то это американский дуэт гаражных нойз-рокеров `68. Звезд с неба рокеры не хватают, пытаясь точечно пропихиваться своими силами. Но их лайвы – это настоящий бунт, в котором возвращаешься то ли к эпохе Nirvana, то ли к сеансам в духе Джими Хендрикса. Безумец Джош Скогин  (гитарист-вокалист), наверное, имеет свой склад гитар, ведь притом количестве трюков, что им приходится переносить, одним экземпляром ему не обойтись. Впрочем, сам репертуар музыкантов быстро сливается в монотонный шумный рок, особо не выделяющийся хитами.

ANACONDAZ

Звание главных хайперов в рамках фестиваля Atlas Weekend  заслуживают россияне Anacondaz. На волне запретов на въезд в Украину коллектив сумел все-таки просочиться на фестиваль. Последние события завели группу максимально. До такой степени, что они буквально спустились вниз к фанатам и играли в эпицентре слемов. Эдакий хардкорный стиль был приятно воспринят толпой, которая соскучилась по «Анакондам», ну а они явно соскучилась по ней. Мясной сет от гостей из РФ, которым на ближайшие 3 года запрещено посещение Украины.

NOIZE MC

Как же не упомянуть о проекте одного из лучших фристайл-МС в СНГ. Ваня Алексеев также ранее уже сталкивался с запретами на въезд, тем не менее, в этом году все более-менее устаканилось. Аншлаг на Хип-Хоп сцене был обеспечен, ведь фанатов этой многостилевой группы в Украине очень много, что и отобразилось на атмосфере их сета. Максимальный контакт Ивана с публикой добавлял концерту обстановки словно в кругу «корешей». Сет-лист вобрал в себя разношерстное звучание — от самых мощных треков до более экспериментальных.  В большей мере довольными остались и почитатели старых песен и новых.

MONATIK

Отличный пример поп-артиста «новой волны» в украинском шоу-бизе. Его популярность взлетела в топ всего за пару лет. Открытость и простота Монатика контрастирует с тем чрезмерным гламуром, которым пытались кормить свои образы артисты прошлых времен. Больше акцента на оригинальности творчества, активный коннект с фан-базой без преподнесения своего имени в сан «неприкасаемых». Подтверждением оправданности этой тактики артиста служит сет на AW. Если на него собирается такая же толпа, как и на Kasabian, – ты явно делаешь все правильно. Абсолютно разновозрастной контингент — от семей с детьми до взрослых мужичков показывает ориентир Димы – его нет, он для всех. По крайней мере, для тех, кому нравиться подобная музыка. Качественное выступление с танцами, регулярным коннектом и приятным вокалом, который выбивается из эпохи  «припрятанных фанер».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В действительности на Atlas Weekend было сыграно еще куда больше интересных сетов, как среди популярных исполнителей, так и среди менее знаменитых. К сожалению, охватить всю программу в тексте проблематично, но и смысла нет, ведь слушать артистов нужно живьем и составлять собственное мнение.  Atlas Weekend в этом году действительно перетянул на себя всеобщее музыкальное внимание, и в большей мере заслужил похвалы, в отличии от предыдущих сезонов. Если фестиваль сумеет отточить свой лайнап более уникальными именами, которые еще не были в Украине, и при этом сохранит свою скрупулезность в отношении организации хотя бы на том же уровне, который показал в третьем сезоне, – появится основание считать его настоящим лидером среди украинских фестивалей, который в будущем, возможно, сумеет создать хорошую конкуренцию и фестивалям Восточной Европы.

Текст: Алексей Князский, Анастасия Варбан.
Atlas Weekend Press Photo