23 апреля в киевском клубе Атлас концептуальная формация Вагоновожатые отыграет свой большой весенний концерт (билетики здесь). Как всегда, команда готовит драйвовую программу с изрядной долей сюрпризов, зрелищный визуальный ряд от давних друзей – tenpoint и заряд драйва, которого должно хватить до следующего концерта. Наша редакция очень любит творчество Вагоновожатых, соответственно, возник логичный вопрос, а какая же музыка вдохновила участников коллектива на ту мощную музыкальную форму, которую они обрели сейчас. Идейный вдохновитель и фронтмен проекта Антон Слепаков рассказывает о самом сокровенном.

слепаков

Берусь писать этот титанический труд и понимаю, как же это всё сложно. Одно вспомнить, другое забыть. Что-то повлияло больше, а что-то меньше выпячивается... Ладно, обещание – дело монументальное, тем более это не флешмоб какой, а способ даже самому для себя кое-что прояснить.

01. Sonic Youth – «Daydream nation» (1988)

Как и многие киевские слушатели я просто офонарел, случайно посетив концерт этой группы в ДК КИИГА в октябре 1989 года. Для меня это было первое столкновение с подобной музыкой вообще. Сказать, что я был расплющен и раздавлен – ничего не сказать! Альбом в наших широтах вышел гораздо позже. Пиратский, усечённый, но какое это тогда имело значение? Как сказал мой один товарищ того периода: "Да, Nirvana – это конечно здорово, но то, что у меня есть в коллекции диск Sonic Youth это полностью компенсирует!"

02. Sugarcubes – «Life's too good» (1988)

Про эту исландскую команду я сначала прочитал в прессе той поры. Журналисты на все лады расхваливали яркую и самобытную вокалистку, которая покорила вильнюсский рок-фестиваль, застенчиво подтягивая сползающие колготки. В те времена по телевидению (особенно в ночное время) можно было выхватить пару редких клипов. Так и случилось в тот раз. Увидев клип "Cold Sweat" я убедился — муз.обозреватели не врут!

03. Nick Cave and the Bad Seeds – «The Good Son» (1990)

Так уж вышло, что это была первая кассета "наилюбимейшего певца" Ника Кейва, услышанная мной. И их дуэт с Бликсой Баргельдом и сейчас слушается очень трогательно и щемяще.

04. Violent Femmes – «Violent Femmes» (1983)

Это сейчас можно всё найти в интернете. Прочитать любой справочный материал, получить любые энциклопедические данные. А тогда...кассета, подписанная карандашом... год зачастую отсутствовал, название могло быть написано с ошибкой... Поиск инфо об исполнителе превращался в увлекательный квест. "Один мой знакомый рассказывал, что его девушка в немецком музыкальном журнале прочитала, что участники этой группы вроде как..." ну и всё в
таком духе. А у Violent Femmes, кстати, скоро выходит новый альбом!

05. Pixies – «Surfer Rosa» (1988)

Гениальная и несколько недооцененная группа, влияние которой на современную музыку невозможно игнорировать.

06. Happy Mondays – «Pills 'n' Thrills and Bellyaches» (1990)

Как и Pixies, Happy Mondays я впервые услышал на виниловых пластинках, выпущенных литовской независимой фирмой Zona в начале 90-х. Забавный факт: выступая в Литве лет десять назад с "Грузовиками" мы встретили издателя этих пластинок Дэвида Блуштейна. Дело было на одном шумном фестивале, где Дэвид продавал те самые диски. "Слушайте, мне их тащить домой неохота” и вручил нам в подарок коробку CD 🙂 А нашим итальянским коллегам из группы Stearica досталась коробка раритетных винилов 🙂

07. Swans – «The Burning World» (1989)

Ранний, индустриальный период Swans я пропустил, сразу начав с "красивого" периода, постепенно наверстывая упущенное.

08. Element of Crime – «Try to Be Mensch» (1987)

Одни из любимейших, немецкая пост-панк-шансон-банда. Первый альбом, записанный мной в студии звукозаписи был на английском языке, да еще и спродюсирован Джоном Кейлом. Интерес к этой команде был подогрет материалом в весьма одиозном самиздатовском журнале “Контркульт'ура".

09. Einstürzende Neubauten – «Tabula Rasa» (1993)

Раз уж по немцам, то вот для меня наиболее значимая и революционная, в плане подхода к концепции звука, группировка.

10. Midnight Oil – «Blue Sky Mining» (1990)

Cам не знаю как, но в 90-х меня крепко шибануло в голову этой австралийской рок-группой. Даже помню смастерил их самодельный значок из старого пропуска на работу.

11. Андрей Макаревич – «Варьете» (1985)

Уж если быть до конца честным, то именно с этой кассеты все и началось тридцать лет тому назад. Папе её записал на работе товарищ, а уж папа подарил её мне. Сам не знаю, что такое в этом все было, но слушал я пристально и одухотворённо.

12. Аквариум – «День Серебра» (1984)

А потом по телевизору показали "Музыкальный ринг". Чёрте что это всё значит...Я долго не мог понять, нравится мне это или нет. "Мама, о чём эти песни?" Наверное, всё же нравится. И пошло-поехало.

13. Rage Against The Machine – «Rage Against The Machine» (1992)

Здесь даже и сказать нечего. Если вы что-нибудь смыслите в энергии, в энергообмене и силе слова – вам по пути с этими музыкантами.

14. Tom Waits – «Swordfishtrombones» (1983)

Не отметить этого великого музыканта было бы преступлением! О чём тут говорить? О масштабе личности? О страстном и запатентованном саунде или органичном существовании маэстро на сцене?!! Это старина Том. Фить-фить и никаких разговоров!

15. David Sylvian – «Secrets of the Beehive» (1987)

Романтическая страничка в нашей филфонической повести выглядит именно так.

16. Deus – «In a Bar, Under the Sea» (1996)

Бельгийская музыка – это тема отдельного реферата или эссе. Но группа Deus стоит в ней особняком. Перед самым распадом "Грузовиков" мы принимали участие в фестивале "Движение" в Перми, где одним из хедлайнеров были как раз-таки Deus. Вечером, после концерта мы смотрели в гостинице полуфинал Евро 2012. За соседним столиком расположились шумные бельгийцы. Как выяснилось, в футболе Том Барман разбирается весьма квалифицированно. Но вот главный вопрос, был ли справедливым счёт матча СССР – Бельгия на чемпионате мира 1986 в Мексике так и остался открытым. В какой-то мере Том прав – повторы того времени не позволяют разобраться в этом раз и навсегда!

17. R.E.M. – «Automatic for the People» (1992)

Классики. Счастлив, что довелось услышать живьем их фестивальный сет перед самым роспуском группы.

18. Glee Club – «Mine» (1994)

Об этом коллективе я совсем ничего не знаю, кроме того, что у них ирландские корни и что они в своё время входили в каталог 4AD. Записал их когда-то на вторую сторону кассеты и полюбил на всю жизнь. Инфо (даже сейчас) о них найти необычайно сложно.

19. Morphine – «Like Swimming» (1997)

Не такому уж большому количеству музыкантов я посвящал песни. Здесь даже не столько отдельно музыка, сколько важна жизненная история. До самого конца. И уж если выбирать свой уход, то смерть на сцене самый честный финал, из всех возможных.

20. Wolfgang Press – «Bird Wood Cage» (1988)

Очень жалею, что эти парни разбежались в середине 90-х. Один из самых грамотных миксов "умной" и "танцевальной" музыки.

21. Sexepil – «Love, Jealousy, Hate» (1991)

Знание об этом альбоме очень скудны. Группа из Венгрии, вокалист из Нидерландов, слышал их виниловую пластинку. Знаю, что они очень давно выступали в Питере вместе с "Дурным влиянием". Очень обрадовался, обнаружив их диск в коллекции нашего барабанщика Станислава.

Оставляю за скобками очевидное: Beatles, Doors, Janis Joplin, Pink Floyd, Can, King Krimson, Massive Attack, Tricky, Portishead, Lamb, Red Snapper... Менее очевидное: Zu, The Ex, Tom Cora, Fred Frith, John Zorn, Mike Patton, Cassiber, Marc Ribot...Ну и дальше по списку.

Фото: Yulia Appen, Ольга Закревская из паблика группы