О днепропетровской группе Кiмната Гретхен я услышала еще на фестивале The Best City, но в мой плеер она попала только после того, как знакомая девушка из Сибири прислала мне ссылку на их новый альбом. Можно сказать, что я начала их слушать “наоборот”, с третьего альбома по первый. Конечно, музыка может многое сказать о ее авторе, но все же мне было очень интересно узнать получше, кто же такой Антон Кистрин. Чутье меня не обмануло: ироничный, вдумчивый и рассудительный Антон оказался не только талантливым музыкантом, но и прекрасным собеседником. На фестивале, под стук барабанов во время саундчека одной из групп, мы немного пообщались о новом альбоме, о принципах и ценностях, и о том, какие еще таланты есть у музыкантов Кiмнаты Гретхен.
В этом году у вас вышел новый альбом «Науковий атеiзм». В чем, на твой взгляд, отличие между этим альбомом, и предыдущими?
Мне хочется верить, что он взрослее прежних, во всех смыслах этого слова. Мы наконец-то, на седьмом году жизни коллектива, поняли, как правильно работать в студии, и приблизились к тому, что называется собственным звучанием. Довольно много поняли для себя в командной работе и в менеджменте. Если хотите, эта пластинка самая осмысленная из всего нашего творчества. Еще одно отличие этого альбома в том, что он концептуальный. Хотя когда начинали работу, мы не закладывали какую-то идею, в процессе получилось так, что все треки нанизались как бусинки в ожерелье, и стали представлять единое целое. Я не имею в виду концепцию музыкальную, как это было, допустим, у Пинк Флойд, но смысловая нагрузка, тематика в этом альбоме есть. Хотим, чтобы пластинка воспринималась целостной и ее слушали от начала до конца.
Альбом «Прямий эфiр» тоже по-своему концептуальный, там есть идея, есть сквозные образы, но все-таки больше похоже на компиляцию, чем на цельное произведение. «Науковий атеїзм» во многом продолжает идею альбома «Прямий эфiр», но открывает и новые горизонты восприятия действительности. Все же события, которые происходили в Украине зимой 2013-2014 года, повлияли на написание некоторых вещей, на переосмысление меня, как автора. Возможно появилось больше сарказма, наверное, не всегда здорового и это не всем импонирует, но такое ощущение группы Кiмната Гретхен сегодня. Такой вот альбом.
.Где вы записывали альбом, кто участвовал?
Мы работаем уже три года подряд с одними и теми же людьми. Саунд продюсер Юрий Яхно, можно сказать, полноценный участник нашей команды. Именно его тонкий музыкальный вкус, его видение и чутьё музыкальной конъюнктуры процентов на 70 определяет, как будет звучать Кiмната Гретхен в студийном варианте. Не всегда просто с ним работать, но на таком стыке разных мнений и компромиссов все строится.
Мы очень много, в прямом смысле слова, воевали в процессе записи альбома. К примеру, я был против того, чтобы включать какие-то треки в альбом, а Юра настаивал. Он хотел, чтобы песня «Тварини» обязательно была в альбоме, а я ее не видел там вообще. Но когда уже выстроили концепцию, мы поняли, что эта песня - квинтэссенция всего того, о чем мы говорим на протяжении всего альбома, от первого до последнего трека. Идею альбома отражает и песня « Карма», где мы иронизируем на тему напыщенности официальных религий и диссонанса между настоящей духовностью, тем, что внутри у человека должно быть определенно и тем, что насаждается религиями в качестве массовой культуры. Это то, что я не приемлю ни в коем случае.
А как ты понимаешь понятие «настоящая духовность» ?
Я думаю, в первую очередь, человек должен быть полностью честен с самим собой, перед своими жизненными идеалами и принципами. Это совсем не то, что происходит в восточнославянском обществе, где люди никогда в своей жизни не придерживались каких-то принципов христианской морали, а потом, на какой-то большой праздник, типа Пасхи, приходят в церковь посвятить алкогольные напитки и крашеные яйца. Это сюрреализм какой-то! А это то, что происходит с нашими близкими и соседями. Не хочется говорить штампами, но это рабская психология, которая глубоко в нас, и ни я, ни мои коллеги по сцене, не исключение. Мы пытаемся с этим бороться внутри себя, а творчество является продуктом этой борьбы.
Принципиальный ли ты человек?
К сожалению да, это порой здорово мешает. Особенно когда речь идет о профессиональной деятельности. Ведь для того, чтобы быть услышанным, и не имея при этом какого-то стартового капитала, нужно быть очень гибким человеком. Я понял это относительно недавно. И как менеджер музыкального коллектива, я только учусь этому, не знаю получается ли. К тому же учусь в основном на собственных ошибках: наступил на много граблей, перессорился в хлам со многими. Мы же тоже не на помойке себя нашли, и хочется вменяемого отношения. Если человек в процессе сотрудничества где-то налажал, то я с ним работать больше не буду. Если это происходит, то такие люди навсегда попадают в бан-лист и черный список. И это, конечно, очень мешает.
Как реагируешь сталкиваясь с критикой, положительной или отрицательной?
Любая критика - вещь неоднозначная. Полностью доверять критикующему можно только в том случае, если этот человек является авторитетом и его мнение для тебя безапелляционно. Очень важно знать из каких мотивов критикуют, допустим, если это зависть, злорадство и тому подобное, то понятно, как к этому следует относиться. Также и с комментариями в сети, иногда мне присылают ссылки на тему: «вот посмотри, что о вас написали негативного», но это максимум можно воспринимать с улыбкой. Я с уважением отношусь к взвешенной критике, конструктивной. Человек может аргументировано объяснить почему это плохо, тогда и я могу прислушаться и сделать какие-то выводы. А вообще, хвалят или ругают, для нас, как творческой единицы, это круто, так как это реакция. Если бы отклика было ноль, то мы бы расстроились: как же так, мы выпустили третий альбом, а всем все равно?
Чем живет сейчас Кiмната Гретхен?
Мы пытаемся выживать на рынке независимой украинской музыки. Это получается с переменным успехом и во многом благодаря поддержке слушателей, тех людей, которые ходят на наши концерты. Сил почти не остается. Потому что мы делаем все больше, а мотивации с каждым днем все меньше. Несмотря на то что коллектив достаточно востребованный, к сожалению, это так. И хотя в стране кризис, этим летом проходят всевозможные массовые мероприятия, и каждые выходные мы играем на каком-то open air фестивале. Не знаю, хорошо это или плохо, эмоции разные.
.Бывают же ситуации, когда на концерт приходит меньше людей, чем ожидалось? Сильно ли влияет на ваше настроение количество слушателей?
Нет, абсолютно. Мы одинаково качественно играем как для 10 людей, так и для 10 тысяч, если такая появляется возможность. Мы к этому долго шли, ведь когда группа дает клубные концерты, тратит свои эмоциональные силы и финансы, а на концерт приходит 10 человек и так постоянно, это может сильно выбивать и требовать какой-то реабилитации. Хотя конечно, слава Богу, таких малочисленных концертов у нас все меньше. Возвращаясь к теме альбома, этой весной мы прокатали его во всеукраинском туре, было 10 городов, 12 концертов и уже можно сказать, что этот тур был самым успешным за всю нашу историю. И в смысле каких-то финансовых моментов и по отклику.
А кто занимается у вас планированием тура и организацией?
Мы, как настоящая инди-группа, делаем все сами. Живем по принципу: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам». Я искренне завидую многим своим друзьям - музыкантам, у которых есть толковые, действительно талантливые менеджеры. Яркий пример - наши старые, хорошие друзья, группа Fontaliza и их директор Миша Демьяненко. Мы с ним дружили еще до того, как я узнал о существовании группы, очень-очень давно, когда он еще жил на Донбассе. Но это отдельный случай, мне кажется ребята по-другому не справились бы... А получается ли справляться нам, время покажет.
В некоторых интервью ты высказывался об аполитичности группы, чувствуешь ли что давление в этом отношении усилилось и оставаться в стороне от политики становится тяжелее?
Да, конечно, но это явление волнообразное, сейчас стало популярным интересоваться политикой, в этом отношении очень велико влияние общественного мнения и желания быть как все. Я очень многим доказывал, что можно быть патриотом, но при этом оставаться аполитичным. Как сказал прекрасный музыкант Боно, вокалист U2: “Политика - это как производство колбасы. Если ты знаешь, с чего она делается, то ты никогда в жизни не станешь это есть”. О моем отношении к политике знают все организаторы мероприятий, куда нас приглашают, и может это прозвучит слишком пафосно, но я всегда интересуюсь, кто партнеры мероприятия, кто спонсоры...
Если бы ты не был музыкантом, то кем бы стал?
Очень хороший вопрос. Я всю жизнь мечтал снимать кино. Пытаюсь это как-то реализовывать сейчас, хотя понимаю, что мне на это не хватает знаний, навыков и практики. Большинство наших видеоработ срежиссированы мной. Кому-то нравится, кому-то не очень, но мне приятно, когда какие-то именитые клипмейкеры говорят: “О, я видел “Скло”! Прикольно, молодцы”. Я ведь совершенно повернут на мировом кинематографе. Даже на днепропетровском телевидении веду проект о кино. Это не кинокритика, а скорее информационно-аналитический жанр. Очень хочу реализовать себя в каком-то визуальном искусстве. В общем, если бы у нас была возможность, у нас было бы раз в 10 больше видеоклипов. В этом отношении мне, можно сказать, повезло - в Кiмнате Гретхен два киномана: я и барабанщик Виталик. Он обожает комиксы Marvel и DC, следит за новинками. В поездках мы постоянно обсуждаем фильмы, так что нам всегда есть о чем поговорить.
.Ну и напоследок, приятнейшая на мой вкус цитата:
...Музика формації «КІМНАТА ГРЕТХЕН» не воліє руйнувати стереотипи, адже автори її поважають закон. Музику цю можна слухати на шаленій швидкості за кермом авто і під час сімейного свята. Коли хворий і коли сам удома. Під цю музику можна готувати смачні десерти для друзів. Роздивлятися місто, видершися на дах багатоповерхівки. Закохуватися і… кохатися!.. 😉
Автор: Кристина Ярко
Фото: Катя Шеремета